апсары в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
в индийской мифологии божественные танцовщицы, обитающие на небесах и услаждающие пляской богов; возлюбленные гандхарвов.
Мифологический словарь
(индуист.) — младшие полубожественные женские существа, обитающие преимущественно на небе, но также и на земле в качестве духов гор и источников. Способны менять облик по желанию, но обычно изображаются в виде прекрасных, роскошно одетых женщин, украшенных драгоценностями и цветами. В «Рамаяне» говорится, что они появились при пахтанье океана богами и асурами, но так как ни те ни другие не пожелали взять их в жены, они стали «принадлежать всем». По другой версии, десять наиболее почитаемых А. были порождены мыслью Брахмы, остальные были дочерьми Дакши. А. разделяются на несколько категорий, высшие из которых находятся в услужении у богов и выполняют их желания и поручения, другие ублажают павших геров в раю Индры. Нередко по поручению богов А. становились соблазнительницами асур или аскетов, которые благодаря подвижнической жизни угрожали стать равными богам.
Примеры употребления слова апсары в литературе.
Здесь были наиболее прекрасные и выразительные небесные красавицы апсары или сурасундари.
Каменное воплощение такой апсары было перед ним, уже тысячу лет стоявшее в полутьме храма.
Брахма, под впечатлением проклятия апсары, пришел к Вишну, и тот сильно порицал его.
На вопрошающий взгляд художника он сдержанно сказал: - Разве апсары нуждались в комплиментах?
Ивернев поклонился всем индийским намаете, на секунду остановился перед статуей апсары, сделав и ей намасте, что-то быстро проговорил и вышел.
Инспектор бил врагов этажеркой, гобеленом, тумбочкой в стиле ампир, статуэткой небесной танцовщицы апсары - она пробила ногой диван.
Обитательницы Неба апсары награждают своей благосклонностью владык и героев.
Почитались также прекрасные апсары, у греков - нимфы, у славян - лесные и водные русалки.
В сонме богов и богинь многочисленны солнечные красавицы небес - сурасундари или апсары, помощницы Урваши.
Индиец рассказал прелестную легенду о любви небесной апсары к главному богу индийской троицы Брахме.
Художник стоял, думая о легендарных апсарах с солнечной кровью, которые иногда становились возлюбленными смертных мужчин в знак высшей награды за их доблести.
Тут были и вурдалаки, и вампиры, и беззубые людоеды, пугавшие в сытые дни мелких мальчиков, и меланхолическое чудо-юдо с оранжевой пеной на стоматитовых деснах, и фантомасы, и франкенштейны, и недорогие ведьмы-потаскухи с Тирольских гор, и синие мертвецы, защекоченные когда-то русалками, а с ними и дохлые русалки, жертвы промышленных вод, и гневные дармапалы, семиликие, двадцатирукие, многоглазые, опоясанные шкурами тигров, в венцах из людских черепов, в ожерельях из отрубленных голов, кто с мангустой в одной из рук, кто с морковью, и белая, трехглазая, с огненными волосами, в зеленом диком шарфе дзамбала, управляющая сумерками, и наглые асуры, и лукавые апсары, танец которых только увидь - жить не захочешь, и какие-то черные истуканы, сладострастные пугала с экватора, нервные от почесухи, и унылые псы из подземелий, чьи глаза как плошки, и летающие упыри с вечной слюной, капающей на галстук, плохо завязанный, и мелкие бесенята, приволокшие сковороды таких размеров, что не лишними были бы при них ядерные исто
В садах локапал возлежала Лакшми с Куберой, четвертым из хранителей мира, на душистом ложе, установленном рядом с бассейном, в котором резвились апсары.
Источник: библиотека Максима Мошкова