Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Ян Чжу

Ян Цзы-цзюй, Ян Шэн (приблизительно 440≈360 или 414≈334 до н. э.), древнекитайский мыслитель-вольнодумец. Сочинения Я. Ч. не сохранились, о его взглядах можно судить по фрагментам в трактатах «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы» и др. и по главам «Ян Чжу» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозглашал идеи себялюбия, ценности собственной жизни, пренебрежения к внешним вещам, гедонизма , который, однако, не принял у него крайних форм. Судя по высказыванию Мэн-цзы : «Слова Ян Чжу заполнили Поднебесную», он приобрёл значительное число последователей. Исходя из наивно-материалистических представлений, высказывался против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как и жизнь. Выступал против взглядов и деятельности Конфуция .

Тексты: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с. 212≈24.

Лит.: Петров А., Ян Чжу ≈ вольнодумец, древнего Китая, «Советское востоковедение», 1940, ╧ 1, с. 174≈211; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 106≈18.

С. Кучера.

Википедия

Ян Чжу

Ян Чжу , Ян-цзы, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн — древнекитайский философ, противник конфуцианства . Считается представителем раннего даосизма . Сведений о его жизни и учении крайне мало. Время его жизни относят ко второй половине пятого века до н. э. и первой половине четвёртого века до н. э. Есть сведения, что он много путешествовал по различным царствам древнего Китая и его взгляды пользовались широкой известностью. Имел большое количество учеников.

Свидетельства о нём и его учении встречаются в « Мэн-цзы », « Чжуан-цзы », « Хань Фэй-цзы », «Люй ши чунь цю» и « Хуайнань-цзы ». Основным источником для реконструкции взглядов мыслителя является названная именем философа глава в трактате « Ле-цзы ». Однако достоверность содержащихся в ней сведений некоторыми учеными ставится под сомнение.

Обычно взгляды Ян Чжу характеризуют как атеизм , материализм и крайний гедонизм . Ян Чжу отвергал существование целенаправленной «воли Неба». Проповедывал наслаждение жизнью. Считал бесполезной деятельность совершенномудрых властителей древности и самого Конфуция .

Крайний гедонизм Ян Чжу издавна противопоставляется альтруизму Мо-цзы . Мэн-цзы говорил: «Ян-цзы берёт призывом: „Все для меня!“ Но для блага Поднебесной он не сделает даже того, чтобы вырвать у себя хоть один волосок. Мо-цзы учит совмещать любовь ко всем: к родным и чужим. Для блага Поднебесной он пойдёт даже на то, что отдаст себя целиком с головы до пят» («Мэн-цзы» XIII. 26). Взгляды Ян Чжу часто сопоставляют с этикой Эпикура и гедонизмом Аристиппа . По мнению Ф. С. Быкова «Известные моменты гедонизма в учении Ян Чжу позволяют говорить об определенной общности его взглядов с построениями древнеиндийской философской школы чарвака или локаята». Некоторые ученые считают, что интерпретация Ян Чжу как крайнего гедониста является искажением подлинных взглядов древнекитайского мыслителя.