Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Язык-прайм

E-Prime – это вариант английского языка без глагола «to be» . Он зародился в середине 20 века. Его авторы ─ Альфред Коржибский и Дэвид Борланд мл. “E” является сокращением от English, а «Prime» заимствовано из математики, где означает зависимость одной переменной от другой. Основную идею этого явления можно описать словами Дэвида Борланда мл.: «Всё в мире меняется: иногда так быстро, что мы не успеваем отслеживать эти изменения. Каждый человек, также как и другие объекты материального мира, развиваются и меняются. Английский глагол «to be» несёт в себе элементы устаревшего, статичного восприятия мира, той картины, которая может быть уже совсем неактуальна в текущий период времени» [7, с.5]. Некоторые учёные, знакомые с концепцией E-Prime, считают его похожим на «научный» язык, которому приходится описывать явления в развитии, и потому конструкции выражающие статичность в нём не употребляются. Доктор Альберт Эллис (Dr. Albert Ellis) и Доктор Роберт Мор (Dr. Robert H. Moore) нашли идею E-Prime настолько полезной, что переписали в соавторстве друг с другом пять своих книг, использовав преимущества концепции. Среди известных учёных, выражающих свои мысли с помощью E-Prime, можно также упомянуть Доктора Келлогга (Dr.E. W. Kellogg) , Энди Хилгартнера (C. A. Hilgartner), доктора Д. А. Шварца ( Dr. D. A. Schwartz ), который применил E-Prime в написании своей докторской диссертации по физике в 1968 году. Идея E-Prime возникла не на пустом месте: Альфред Коржибский занимался проблемами психиатрии, психотерапии и их взаимосвязи с языком и речью. Его идеи легли в основу дисциплины, которую он назвал общей семантикой.

Общая семантика (англ. General Semantics) — это “эмпирическая дисциплина, которая представляет собой систематическую методологию по исследованию того, как люди взаимодействуют с миром, реагируют на мир, реагируют на собственные реакции и реакции других людей и , соответственно, каким образом они изменяют своё поведение. Ведущий принцип общей семантики можно выразить высказыванием А.Коржибского «карта не есть территория; мир не есть описанное явление” [2]. Наука поднимает проблемы правильности построения речи, истинности соотношения «понятие-символ», а также влияние речи и языка на поведение человека. Делая акцент на осознании разницы между понятием, явлением и символом который его обозначает, А.Коржибский подчёркивал, что восприятие мира нельзя сводить к логике Аристотеля или двузначной семантике «истина-ложь».

Основными принципами логики Аристотеля являются законы «тождества», «непротиворечия» и «исключённого третьего»[1]. Закон тождества подразумевает, что «в процессе построения суждений, высказываний недопустимо подменять один предмет другим. То есть нельзя произвольно заменять предмет с которого логическое построение было начато на другой. Нельзя называть тождественными предметы, таковыми не являющиеся, и отрицать тождественность одинаковых предметов»[1]. Иными словами это значит «стол» есть «стол». Закон непротиворечия говорит о «недопустимости противоречия между сказанным ранее и сказанным вновь»[1]. Предмет может быть или «столом» или «не столом». Из закона непротиворечия вытекает закон об исключённом третьем: «если два суждения отрицают друг друга, одно что-либо утверждает, а другое противоречит существованию утверждаемого, можно говорить о том, что эти суждения являются противоречащими. Рассмотрение их в этом плане производится для того, чтобы определить, какое из них истинно, а какое – ложно. При истинности одного другое всегда является ложным, нет третьего варианта. То есть это означает, что отсутствует любое промежуточное состояние между истинностью и ложностью.»[1] Предмет не может быть столом с одной точки зрения, стулом с другой и одновременно стулом и столом с третьей.

А.Коржибский провёл эксперименты, в которых наглядно показал несостоятельность всех трёх описанных законов как методов оценивания реальности. Это были эксперименты с простыми предметами, такими как карандаш. Зритель мог воспринимать его как продолговатый объект, заостренный с одного конца или как диск в зависимости от позиции наблюдения. Целью экспериментов было устранение понятия «всеобщность» при восприятии явлений и исключению отождествляющей функции глагола «есть» (to be). В результате наблюдатель эмпирически убеждался в необъективности двузначной семантики «истина-ложь» и необходимости введения в речь элементов, которые бы обеспечивали «трех- , и ∞-значную семантику»[4]. Этому способствует «введение прилагательных или их эквивалентов, которые обеспечивают модальность»[4]. По мнению автора, привычка воспринимать мир посредством «здравого смысла» через встроенные в систему языка ярлыки «порождает семантические расстройства, делая невозможными общую адаптацию и психическое здоровье»[4]. «Отождествляющая и предикативная функция «есть»… главные факторы, которые нужно пересмотреть». «Примитивная семантическая склонность привела к построению языка, в котором отождествляющее «есть» является фундаментальным. Увидев животное и назвав его «собакой», а потом увидев другое, примерно напоминающее первое, мы говорим…,что это собака», забывая или не зная о том, что объективный уровень несловесен, и что мы всегда имеем дело с абсолютно индивидуальными объектами, каждый из которых уникален. Соответственно, механизм отождествления, или перепутывания порядков абстракций, который естественен на очень примитивной стадии развития человека, становится систематизированным и структурно включается в его наиболее важный и повседневно используемый инструмент под названием «язык»»[4].

Ученик и последователь А. Коржибского, Дэвид Борланд мл. на основе данного подхода сформулировал концепцию языка без глагола «to be» и назвал его “E-prime”. Д.Борланд называет пять основных функций глагола «to be» в английском языке: отождествление, предикация, вспомогательный глагол, указание на существование предмета, на его местоположение [7]. Полный отказ от глагола, приводит к проблемам не только лексического, но и грамматического характера. Так, возникают сложности с употреблением аспекта «Progressive» , поскольку «to be» участвует в образовании этой формы. Предлагается заменять его глаголом «to continue to…» . Ещё большие трудности возникают с использованием страдательного залога, где «to be» так же является вспомогательным глаголом. Он либо вообще не используется в E-Prime, либо конструкция строится в разговорной форме с помощью глагола «to get». Упразднение «to be» в функциях отождествления и предикации не представляется трудным. В английском языке достаточное количество слов могут выступать в качестве глаголов-связок. Среди них become , seem , appear , feel , see , hear , taste и т.д.

Предложение с “to be” Предложение без “to be”

This woman is a housewife . Отождествление. This woman, acting a housewife… .

John is clever .Предикация. John appears clever to me .

The supermarket is not far Местоположение объекта. The supermarket seems not far to me .

The girl is reading . Вспомогательный глагол. The girl continues to read .

Brian was injured . Вспомогательный глагол . Brian got injured .

Loch Ness monster may be or may not be . Существование. Loch Ness monster may exist or may not exist .

Предлагая вариант языка без глагола “to be”, А.Коржибский прежде всего подчёркивал пользу данного явления для психического здоровья. Человек, который умеет воспринимать ситуацию многосторонне, с меньшей степенью вероятности будет находиться в плену субъективного мнения о явлении или объекте, полагаясь лишь на своё эмоциональное впечатление об этом явлении или объекте. Другими словами, более полное, объективное восприятие объекта или ситуации помогает уберечь нервную систему, в случае если явление эмоционально воспринимается как отрицательное. С другой стороны, оно способствует пониманию того, что по первому положительному впечатлению не стоит делать серьёзные выводы. Для примера можно взять ситуацию, когда ребёнок повёл себя глупо, необдуманно. Родители в таком случае говорят: «You are silly» . Это неправильная реакция. Правильнее характеризовать поступок, а не человека. То есть: “You behaved in a silly way”. Подобная оценка не унижает достоинство ребёнка. Но он понимает, что его поступок получил отрицательную оценку. Родители также меньше расстраиваются в ситуации, когда понимают, что ребёнок неглупый, но его поведение требует коррекции.

Взаимоотношения родителей и детей – одна из важнейших сфер применения E-Prime. Процесс воспитания предполагает передачу ценных знаний, умений, навыков от старшего поколения к младшему. Родители часто не видят разницы между инвариантной и вариативной частью жизненного опыта. К инвариантной части относятся знания, умения, навыки, связанные с безопасностью человека и его социальной ролью. К вариативной части относятся индивидуальные взгляды, вкусы и интересы. По поводу необходимости передачи инвариантной части опыта, сомнений не возникает. Но привитие мировоззрения не должно происходить в такой же категоричной форме. Необходимо избегать конструкций подобных «to be», которые подчёркивают абсолютизацию мнения. Рассмотрим примеры.

Вариант с “to be” Альтернатива фразе с “to be”

Jogging is useful for health . I feel healthy and energetic after jogging .

Early risers are more successful people . When I get up early I always manage to do lots of things .

Onions are disgusting . I don’t like onions .

Задача воспитателей – познакомить детей с разнообразными точками зрения, выразив при этом свой взгляд на ситуацию. При такой модели воспитания, неважно разделит ли ребёнок точку зрения взрослого или нет, но в его развивающемся сознании появится мысль о том, что у него есть выбор – что необходимо для становления личности. В будущем это поможет смягчить проблему отцов и детей, поскольку подростку не придётся разочаровываться в насильно навязанных стандартах. В этой ситуации он поймёт, что сам несёт ответственность за сделанный когда-то выбор.

Другая важная сфера применения E-prime – межкультурная коммуникация. В условиях развития процесса глобализации, толерантность стала одним из наиболее ценных качеств современного человека. Диалог культур невозможен без уважения к обычаям и традициям другого народа. Мировая история хранит в памяти много печальных сюжетов, когда непонимание и неприятие культуры другого народа становились причиной кровопролития. Важно прививать мысли о многообразии мировоззрений с самого детства. Кроме культуры речи в этом может помочь изучение мировой художественной культуры, иностранных языков, путешествия, общение с представителями других культур посредством сети Интернет. Рассмотрим несколько стереотипов, которые существуют сегодня в сознании многих людей. В английском языке они довольно часто выражаются через глагол «to be».

Стереотипы Контраргументы

Our God is the only one God . Different religions interpret one and the same God in different ways .

Eating without a fork and a knife is bad manners . Traditions differ in different countries.In many eastern countries people use just their hands while eating. In other countries people use cutlery and chopsticks .

Gay marriages should be forbidden . Everybody has a right for happiness .

Когда люди задумываются о том, почему в мире так много неразрешимых конфликтов, они приходят к мысли о том, что каждый судит об окружающей его реальности исходя из своего мировоззрения. Индивидуальный взгляд на мир – результат сложения многих социальных и биологических составляющих уникального опыта жизни конкретной личности. Все переживания , одинаковые по сути, но разные по глубине ощущений и их неповторимой комбинаторике, складываются во что-то напоминающее большое витражное стекло. Вот через такое «своё» стекло каждый человек смотрит на окружающий мир. Если бы люди имели способность хотя бы на время отодвигать в сторону свой житейский опыт и кажущийся здравый смысл, расширять рамки восприятия и смотреть на ситуацию с большей терпимостью, конфликтов возможно стало бы меньше. Концепция E-Prime помогает развивать культуру мышления и выражения собственных мыслей в деликатной и чёткой манере, помогая избегать недоразумений и конфликтных ситуаций как с другими , так и с самим собой.

Библиографический список

  1. Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. ─ 2-е изд. ─ М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  2. Institute of General Semantics// .
  3. Quantum Psychology Robert Anton Wilson, New Falcon Publications, Tempe, Arizona U.S.A. 1990.
  4. Science and Sanity A. Korzybski Inst of General Semantics; 5 Sub edition (Jan 1995) ;Русский перевод Книга II, Глава XXIV © 2007, Олег Матвеев.
  5. Speaking in E-Prime:An Experimental Method for Integrating General Semantics into Daily Life E. W. Kellogg III First published in ETC: A Review of General Semantics, Vol. 44, No. 2(Summer 1987).
  6. The English language: A User’s Guide Jack Lynch, Rutgers University – Newark Focus Publishing 2008 / R. Pullins Co.
  7. To Be or Not to Be: E-Prime as a Tool for Critical Thinking. E-Prime — The Fundamentals D. David Bourland, Jr. First published in ETC: A Review of General Semantics, Vol. 46, No. 3, Fall 1989. Copyright © 1989 by the International Society for General Semantics.