Википедия
«Яджнавалкья-смрити», «Ягьявалкья-смрити» или «Дхармашастра Яджнавалкьи» — одно из основных писаний смрити в индуизме . Древне-индийский сборник наставлений правового и религиозного характера, одна из дхармашастр (1-2 вв.). Приписывается легендарному святому мудрецом Яджнавалкье из царства Митхилы . Охватывают вопросы имущественных и семейных отношений, судебной практики, обязанностей членов варн, бытовой обрядности. В нём отразился процесс укрепления частной собственности и складывания общеиндийского права, которые вместе со средне-вековым комментарием на них вплоть до нового времени оставались основным источником индусского права. Состоит из 1010 шлок которые разделены на три раздела:
- Ачара-канда — религиозные ритуалы
- Вьявахара-канда — судебные процедуры
- Праяшчитта-канда — покаяние
Так как на текст заметно влияние других дхарма-шастр Ману-смрити и Артхашастры , предположительно датируется III—IV вв. н. э. Комментарий к смрити Митакшара Виджнянешвары является памятником классического индийского права.
Уголовные, гражданские и административные нормы не разделялись и находились в едином документе. Судопроизводство велось царем вместе с брахманами, также привлекались свидетели. Право собственности без пользования имуществом отсутствовало. Уже тогда было явление недееспособности — юридические действия детей, больных, находящихся в состоянии аффекта, пьяных итд признавались недействительными. Также было понятие неуполномоченных лиц на определенное действие .
Письменный документ заключался по желанию двух сторон со свидетельскими подписями, обязанности заключать его в письменной форме не было.
Существовало понятие «наследование», при чём женщины также участвовали в наследстве, но были наследниками второй очереди по отношению к мужчинам. Было понятие «совместное предприятие» — прототип юридического лица. Существовали таможенные сборы за ввоз товаров из другой страны. Налог на прибыль составлял 1/20. Присутствовало разделение понятий грабежа и кражи. Существовало большое количество разновидностей смертных казней и существовало испытание для очищения, что было альтернативой смертной казни. Прелюбодеяние было уголовно наказуемо. Уже тогда было понятие подделки документов. Целый раздел Дхармашастры касался нарушений норм морали