Википедия
Юрю́ки (ёрю́ки, йоруки, ёруки; ( [ёрюклер], также Yürük(ler) [юрюклер], букв. «сильный, воинственный») — турки , ведущие кочевой образ жизни, связанный с отгонным скотоводством (преимущественно овцеводством ) в противовес более оседлым тюркоязычным группам.
В более узком историческом контексте под юрюками понимают группы кочевых тюркских племён огузской группы , выделившихся из только формирующегося туркменского этноса и двинувшихся за Запад — в Персию , а затем в Византию , где нашествия турок-сельджуков , а затем и турок-османов привели к исчезновению греко-армянской государственности . Кочевые юрюки, окончательно принявшие ислам в Персии, были основой могущества конийских , а затем и османских султанов . Юрюкский народ издавна делился на ряд фратрий или кланов:
- Ак-Сигирли (Aksigirli),
- Али-Эфенди (Ali-Efendi),
- Бахшиш (Bahsıs),
- Чакаллар (Cakallar),
- Чошлу (Coşlu),
- Кекли (Qekli),
- Гачар (Gacar),
- Гюзельбейли (Güzelbeyli),
- Хорзум (Horzum),
- Кара-Эвли (Karaevli),
- Кара-Хачили (Karahacılı),
- Кара-Коюнлу (Karakoyunlu),
- Кара-Каяли (Karakayalı),
- Кара-Лар (Karalar),
- Кара-Кечили (Karakeçili),
- Манавли (Manavlı),
- Мелеменчи (Melemenci),
- Сан-Агали (San-Agalı),
- Сан-Хачили (Sanhacılı),
- Сары-Кечили (Sarıkeçili),
- Текели (Tekeli) и
- Йени-Османли (Yeni-Osmanlı).
Ведя кочевой образ жизни, юрюки нередко становились дервишами — проповедниками ислама, часто совмещая эту функцию с ролью гази — воинов священной войны, газавата , против неверных. Однако, юрюкские женщины никогда не носили паранджи.
По одной из версий, слово юрюк происходит от турецкого глагола «yürümek» [юрюмек] . Попав на Балканы в середине XIV века вместе с османскими военными формированиями, тюркоязычные юрюки массами селились вдоль основных транспортных путей ( Фракия , Добруджа , Македония ).
Многие продолжали сохранять кочевой или полукочевой образ жизни, особенно юрюки Пинда , кочевавшие в районе современного Козани , Греция . В Македонии юрюки расселились вдоль хребта Плачковица (особенно, в селах Коджалия , Парналия и Али-Коч ). Проживают также в селах близ Дойрана , Штипа и Струмицы . Мустафа Кемаль Ататюрк был сыном юрюка из села Кочаджик и салоникской албанки.
Из-за того, что образ жизни юрюков был во много схож с образом жизни таких романских народов как аромуны и мегленорумыны , эти группы начали сближаться. Часть мегленорумынов приняла ислам, из-за чего впоследствии была депортирована ( 1923 ) в Турцию вместе с юрюками ( греко-турецкий обмен населением ).
В современной Турции, особенно в её слаборазвитой в промышленном и социальном отношении восточной и юго-восточной частях (горы Тавр , внутренняя Анатолия , Армянское нагорье ), сохраняются группы юрюков, ведущие традиционный полукочевой образ жизни.
Юрюкская диаспора в Македонии, хоть и перешедшая на оседлость, сохранила много старинных обычаев. При этом, большинство македонских юрюков не имеет даже среднего образования, часть женщин разговаривает только по-турецки.