Большая Советская Энциклопедия
объединяет сеть дорог в пределах Челябинской, Оренбургской области РСФСР и отдельные участки в пределах Куйбышевской области РСФСР, Башкирской АССР и Северо-Казахстанской области Казахской ССР. Эксплуатационная длина (1976) 4751 км, или 3,4% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Управление ≈ в Челябинске. В современных границах организована в 1961. Первыми были построены линии Кинель ≈ Оренбург (1877), Кропачёво ≈ Челябинск ≈ Исиль-Куль (1890≈96), Свердловск [Екатеринбург (Полевской)] ≈ Челябинск (1896), Оренбург ≈ Илецк (1905), Полетаеве ≈ Троицк (1912), Михайловский Завод ≈ Бердяуш (1916). За годы Советской власти построены линии: Оренбург ≈ Орск (1918), Орск ≈ Золотая Сопка (1930), Карталы ≈ Магнитогорск (1930), Челябинск ≈ Еманжелинская ≈ Золотая Сопка (1934), Синарская ≈ Чурилово (1940) и др. В 19/7 сдана в эксплуатацию линия Белорецк ≈ Карламан протяжённостью 203 км, которая обеспечила кратчайший выход грузам из Магнитогорского промышленного района и транзитным грузам из Кузбасса и Казахстана в районы Поволжья и Центра. В составе Ю.-У. ж. д. 7 отделений: Челябинское, Курганское, Петропавловское, Карталинское, Орское, Оренбургское, Златоустовское. Граничит по станциям: с Куйбышевской ж. д. ≈ Кропачёво и Кинель; с Казахской ж. д. ≈ Илецк, Никель-Тау, Тобол, Золотая Сопка, Пресногорьковская, Петропавловск; с Западно-Сибирской ж. д. ≈ Исиль-Куль; со Свердловской ж. д. ≈ Колчедан, Нижняя, Полевской, Михайловский Завод. Главная магистраль дороги Кропачёво ≈ Челябинск ≈ Исиль-Куль ≈ связующее звено районов Поволжья, Центра и Юга с Уралом, Казахстаном, Сибирью и Дальним Востоком; магистраль Кинель ≈ Оренбург ≈ Илецк связывает районы Европейской части СССР с южным Казахстаном и республиками Средней Азии; линии Курган ≈ Колчедан, Челябинск ≈ Полевской, Челябинск ≈ Нижняя и Бердяуш ≈ Михайловский Завод соединяют районы Южного и Северного Урала. Ю.-У. ж. д. обслуживает предприятия чёрной и цветной металлургии, горнорудной, химической, машиностроительной промышленности, угольные бассейны, нефтеперерабатывающие заводы, развитые с.-х. районы. Грузооборот Ю.-У. ж. д. (1976) составил 239 млрд. т╥км, или 7,3% от общесетевого (3-е место среди железных дорог СССР). В отправлении грузов наибольший удельный вес имеют минерально-строительные материалы (37%), руда (17%), чёрные металлы (12%), уголь (9%), a в грузообороте ≈ уголь (22%), чёрные металлы (12%), нефтяные (10%) и строительные грузы (9%). Средняя грузонапряженность дороги (1976) составила 50,4 млн. т╥км/км, что в 2,1 раза превышало среднесетевую; пассажирооборот ≈ 11,3 млрд. пасс. км или 3,6% общесетевого. Ю.-У. ж. д. имеет высокую техническую оснащённость: основные магистрали ≈ двухпутные, развитые сортировочные и грузовые станции, автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Грузооборот и пассажирооборот обеспечиваются прогрессивными видами тяги, в том числе электрической (80%). Ю.-У. ж. д. награждена орденом Октябрьской Революции (197
-
.
Г. С. Райхер.
Википедия
Южно-Ура́льская желе́зная доро́га — один из филиалов ОАО «РЖД» , железная дорога , пролегающая по территории Оренбургской , Челябинской , и части Свердловской области, Башкортостана и Казахстана . Управление дороги находится в Челябинске .
Дорога награждена орденом Октябрьской Революции ( 1971 ).