Википедия
Эмме́лика, эмме́лия в античной гармонике — совокупность звуков, пригодных для музыки. В отличие от экмелики , эммелические звуки отличаются фиксированной высотой , могут быть измерены и исчислены, и потому составляют предмет науки.
Звучания бывают экмелические и эммелические. Экмелические раздражают наше чувство, [ибо] движутся неравномерно. Как действуют на обоняние зловония, а на зрение — того же рода вещи зримые, так и на слух [экмелика] — всё грубое и неприятное. А эммелические звучания приятные и ровные. <...> Эммелика возникает тогда, когда к движению звучаний присоединится числовое отношение .
Даже в многолюдных театрах, полных разнородной и невежественной толпы . Я видел, как толпа освистала хорошего кифариста с громкой славой за то, что он, не в такт прикоснувшись к одной струне , испортил мелодию; то же самое случилось и с одним авлетом .
В узком смысле (например, у Птолемея ), эммелическими называются музыкальные интервалы у́же кварты (т.е. не- консонансы ), которые выражаются сверхчастичными отношениями, как, например, целый тон 9:8.
Словом «эммелия» у Платона (Nomoi VII, 816b) и Аристоксена (fr.104) обозначается также величавый спокойный танец, принадлежность древнегреческой трагедии . Псевдо-Пселл называет эммелией разновидность хоровой песни, сопровождаемой танцем.