Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Элиты теории

социально-философские концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества ≈ элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Макиавелли, Т. Карлейль. Однако как определённая система взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. В. Парето и Г. Моска (Италия). До 2-й мировой войны 1939≈1945 Э. т. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны ≈ в США. Основные варианты Э. т.: «макиавеллиевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция), структурно-функциональный (Р. Даль, С. Келлер, США), «неоэлитизм»(Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты Э. т. ≈ отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определённых типов элит); критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков; утверждение, что неравенство ≈ основа социальной жизни.

Исходный постулат Э. т. ≈ абсолютизация политических отношений. Политическая власть рассматривается в качестве основной части социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения.

Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30≈40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стремясь совместить их принципы с признанием буржуазно-демократических институтов. Манхейм утверждал, что отличительная черта демократии ≈ конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический оптимум элита-массы» («Essays on the Sociology of Culture», L., [1956], p. 200). В 60≈70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Даль) и идея их «консензуса» (согласия) относительно существующей политической системы (Дай, Цайглер).

Классовые корни Э. т. лежат в разделении антагонистического общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определённый этап исторического развития, связанный с недостаточным развитием производительных сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий закон, следствие «человеческой природы» и технологических требований сложного производства.

Марксистская социология показывает ненаучный характер Э. т., их направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества.

Лит.: Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Ашин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения, М., 1974; Mosca G., Elementi di scienza politica, 6 ed., [Mil.], 1953; Dye T. R., Zeigler L. Н., The irony of democracy: an uncommon introduction to American politics, 2 ed., Belmont, 1972; Dahl R. A., Polyarchy, Hew Haven, 1971; Prewitt K., Stone A., The ruling elites, N. Y., [a. o.], 1973.

Г. К. Ашин.