экономизм в словаре кроссвордиста
экономизм
- Течение в российской социал-демократии конца 19 - начала 20 вв., сторонники которого считали основной задачей рабочего движения борьбу за экономические требования
- Течение в российском социал-демократическом движении конца XIX- начала XX веков, сторонники которого считали основной задачей рабочего движения борьбу за экономические требования
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
экономизма, мн. нет, м. (полит. истор.). Оппортунистическое течение среди русских социал-демократов в конце 19 - начале 20 в., считавшее, что рабочий класс должен бороться исключительно за улучшение своего экономического положения, а не за свержение самодержавия и политические права, и отрицавшее руководящую роль пролетарской партии...."Легальный марксизм", "экономизм" и "меньшевизм" представляют из себя различные формы проявления одной и той же исторической тенденции. Ленин. Основную борьбу против "экономизма", за создание самостоятельной политической партии пролетариата провела организованная Лениным нелегальная газета "Искра". История ВКП(б). Он (Ленин) понимал лучше, чем кто-либо другой, что "экономизм" есть основная ячейка соглашательства, оппортунизма... История ВКП(б).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Течение в российском социал-демократическом движении конца XIX в. - начала XX в., сторонники которого считали основной задачей рабочего движения борьбу за экономические требования.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
принятое в исторической литературе название одного из течений в российской социалдемократии кон. 19 - нач. 20 в. "Экономисты" (Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович и др.) считали преждевременной пропаганду социализма в России, главной задачей социалдемократии - помощь рабочим в организации экономической борьбы, выступали против создания пролетарской партии, призывали к объединению с либералами в борьбе за политические свободы.
Большая Советская Энциклопедия
«Экономизм», оппортунистическое течение в российской социал-демократии в период её становления (конец 19 ≈ начало 20 вв.), стремившееся приспособить тактику и организацию социал-демократии к стихийному ходу рабочего движения. «Его политическая сущность сводилась к программе: ⌠рабочим ≈ экономическая, либералам≈политическая борьба■» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 343≈44). Лидерами «Э.» были К. М. Тахтароев, С. Н. Прокопович, Е. А. Кускова, В. Н. Кричевский, А. С. Пиккер (А. Мартынов), В. П. Махновец (Акимов) и др.; основными центрами ≈ редакции газеты «Рабочая мысль» и журнала «Рабочее дело» (орган «Союза русских социал-демократов за границей»). «Э.» был первым проявлением оппортунизма в российской социал-демократии, разновидностью международного оппортунизма ≈ бернштейнианства . Распространению и развитию «Э.» способствовало: отсутствие у российской социал-демократии идейного и организационного единства; недостаточная развитость классового самосознания пролетариата, только вступавшего на путь самостоятельной борьбы и пополнявшегося за счёт крестьянства, которому были более понятны узко экономические задачи борьбы; массовый приток мелкобуржуазных элементов в социал-демократические организации; успех экономических стачек в период промышленного подъёма; аресты, которые вырывали наиболее опытную, теоретически подготовленную часть революционеров. Идеи «Э.» были впервые сформулированы в ╧ 1 газеты «Рабочая мысль»: «Борьба за экономическое положение, борьба с капиталом на почве ежедневных насущных интересов и стачки, как средство этой борьбы, ≈ вот девиз рабочего движения». Извращая положение марксизма о том, что всякая классовая борьба есть борьба политическая, «экономисты» утверждали, что любое стихийное выступление рабочих является политическим. Политическая борьба в понимании «экономистов» означала не самостоятельную классовую борьбу пролетариата (призванного играть роль гегемона в буржуазно-демократической революции), а легальную оппозицию в рамках самодержавного строя и в союзе с другими «оппозиционными общественными слоями» (участие рабочих в присутствиях по фабричным делам, в городском самоуправлении, предъявление царскому правительству требований «законодательной защиты труда» и т.п.). Отрицая необходимость выдвижения пролетариатом собственных политических требований и борьбы за них, «новое направление в социал-демократии» (так называли себя «экономисты») тем самым подчиняло рабочее движение либеральной буржуазии. «Экономисты» преклонялись перед стихийностью рабочего движения, утверждали, что пролетариат самостоятельно в процессе стихийной борьбы вырабатывает социалистические сознание. Они отрицали необходимость политические партии рабочего класса. Основные идеи «экономистов» наиболее последовательно и цельно были изложены в документе, получившем название «Credo» и написанном Кусковой в начале 1899. Распространение «Э.» в социал-демократическом движении усиливало организационная разобщённость и идейный разброд местных групп и комитетов РСДРП. Выражая идеи буржуазного либерализма в рабочем движении, «Э.» встретил, с одной стороны, решительную критику революционных марксистов, а с другой ≈ одобрение русских либералов.
Первый бой «Э.», только формировавшемуся как течение, Ленин дал в феврале 1897 при встрече «стариков» и «молодых», пришедших к руководству Петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» и находившихся под влиянием «легального марксизма» и бернштейнианства. В ссылке в Шушенском Ленин в августе 1899 написал «Протест российских социал-демократов» (против «Credo» «экономистов»), подписанный 17 ссыльными социал-демократами, в котором была дана оценка «Э.» как проявления буржуазного влияния на пролетариат, указано на тесную связь «Э.» с ревизионизмом на Западе. С 1901 борьбу с «экономистами» повела газета «Искра»; решающую роль в идейном разгроме «Э.» сыграла книга Ленина «Что делать?» (1902). По мере развития рабочего движения, усиления роли искровцев в социал-демократических организациях падало влияние «Э.»; к 1903 лишь отдельные социал-демократические организации остались на его позициях. На Втором съезде РСДРП (1903) представители «экономистов» («Союз русских социал-демократов за границей», «Петербургская рабочая организация») выступили против включения в Программу партии пункта о диктатуре пролетариата, против внесения социалистического сознания в рабочее движение. После съезда большинство «экономистов» стали меньшевиками.
Борьба революционных марксистов во главе с Лениным против «Э.» явилась одним из условий создания пролетарской партии нового типа ≈ большевистской партии.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 718≈20); Ленинская «Искра», М., 1970; Костин А. Ф., Ленин ≈ создатель партии нового типа (1894≈1904 гг.), М., 1970; Из истории борьбы ленинской партии против оппортунизма, М., 1966: История КПСС, т. 1, М., 1964.
В. Н. Заботин.
Википедия
Экономизм:
1. Форма экономического редукционизма в социологии — сведение объяснения любой социальной, политической и культурной действительности к экономическому базису — соотношению спроса и предложения , при отрицании в какой-либо степени независимой роли других факторов. (например вера в «невидимую руку рынка» неолибералов . Не нужно путать экономизм с экономическим детерминизмом , который является необходимым аспектом экономизма.
2. Оппортунистическое течение в российской социал-демократии (конец XIX — начало XX вв.). Сторонники экономизма, находившиеся под интеллектуальным влиянием Э. Бернштейна , стремились подчинить тактику и организацию социал-демократии борьбе за экономические и социальные интересы рабочего класса. «Экономисты» считали, что рабочие не должны выступать с собственной политической программой в грядущей революции . Их задачей, по мнению сторонников экономизма, должна была стать экономическая борьба и поддержка политической программы либералов в их борьбе против царизма . В этом смысле термин активно использовался позднее Шарлем Беттельхеймом .
Примеры употребления слова экономизм в литературе.
Каждый год, начиная с 1 октября, изучали ошибки народников, ошибки Плеханова и борьбу Ленина-Сталина с экономизмом, легальным марксизмом, оппортунизмом, хвостизмом, ревизионизмом, анархизмом, отзовизмом, ликвидаторством, богоискательством и интеллигентской бесхребетностью.
Источник: библиотека Максима Мошкова