шопениана в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. Серия произведе-. ний искусства и исследований посвященных Фридерику Шопену.
Википедия
Первая редакция. Сюита «Шопениана», памяти Ф. Шопена (спектакль 10 февраля 1907 года ) состояла из пяти фортепианных пьес Шопена, оркестрованных А. К. Глазуновым . Дирижёр Р. Дриго :
- Полонез Ля мажор (Op. 40 no.1 A-dur): исполняли балерины кордебалета
- Ноктюрн Фа мажор (Op 15 no.1 F-dur): Шопен — А. Д. Булгаков , Муза — А. П. Уракова
- Мазурка До диез минор (Op 50 no.3 Cis-moll): Ю. Н. Седова , П. А. Гердт
- Вальс До диез минор (Op. 64 no.2 Cis-moll ( Седьмой вальс ): А. П. Павлова , М. Обухов
- Тарантелла Ля бемоль мажор (Op. 43. As-Dur): В. П. Фокина , А. В. Ширяев
Вторая редакция спектакля: «Романтические грёзы», из восьми пьес в оркестровке А. К. Глазунова и М. Ф. Келлера .
Для увертюры Фокин выбрал полонез Ля мажор, на последних тактах которого плавно скользящий занавес открывал перед восхищёнными взорами публики застывшую балетную картину. С первыми аккордами ноктюрна кордебалет раскрывался, словно бутон розы: балерины мягко опускались в плие́ , и солист выходил на середину сцены.
В таком варианте спектакль был показан на благотворительном вечере в Мариинском театре 8 марта 1907 года , под названием «Балет под музыку Шопена». В том вечере были ещё балеты « Египетские ночи » и « Павильон Армиды » с Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинским и Б. Ф. Нижинской .
Исполнители: О. И. Преображенская , А. П. Павлова , Т. П. Карсавина , В. Ф. Нижинский .
:* Увертюра : Полонез Ля мажор (Op. 40 no.1 A-dur)
- Ноктюрн Ля бемоль мажор (Op. 32, no.2. As-Dur)
- Вальс Соль бемоль мажор (Op. 70, no.1. Ges-Dur)
- Мазурка Ре мажор (Op. 33, no.2. D-Dur)
- Мазурка До мажор (Op. 67, no.3. C-Dur)
- Прелюд Ля мажор (Op. 28, no.7. A-Dur)
- Вальс До диез минор (Op. 64 no.2 Cis-moll)
- Grande valse brillante Ми бемоль мажор (Op. 18, Es-dur)
Симпатии В.Светлова принадлежали г-же Павловой, и как бы не станцевала Карсавина, он писал в «Биржевых новостях»: Л.Козлянинов напротив, следил за танцем г-жи Карсавиной:
Далее редакция менялась незначительно, 6 апреля 1908 года спектакль шёл под названием «Гран па на музыку Шопена», а 19 февраля 1909 года в афише написали «Шопениана».
2 июня 1909 года состоялась премьера «Шопенианы» в дягилевских русских сезонах в театре Шатле в Париже, с участием Тамары Карсавиной, Анны Павловой и Вацлава Нижинского. Костюмы Леон Бакст нарисовал по литографиям Марии Тальони в Сильфиде.
Кроме готовых оркестровок А. К. Глазунова , «Grande valse brillante» переложил на большой оркестр и аранжировал Джордж Гершвин , остальные фортепианные произведения Фредерика Шопена оркестровали С. И. Танеев , А. К. Лядов и Н. Н. Черепнин .
Следующие представления состоялись в Ковент-Гардене 14 июня 1911 года и в Нью-Йорке в « Century Theatre » 20 января 1916 года , с участием Александры Балдиной. 14 апреля 1916 года — спектакль «Les Sylphides» с участием Нижинского в Метрополитен-Опера . Следующая редакция — в оркестровке Витторио Риети , сценографией князя А. К. Шервашидзе и костюмами Александра Бенуа, в таком варианте спектакль был показан во время турне по Латинской Америке (1943—1946) компанией Original Ballet Russe .
4 февраля 1923 года в Петрограде возобновили последнюю редакцию Фокина, 16 мая 1928 года А. Я. Ваганова обновила «Шопениану» для Ленинградского хореографического училища , спектакль прошёл на сцене Театра оперы и балета (выпускной спектакль Г. С. Улановой ). Декорации были выполнены по эскизам Ореста Аллегри .
24 января 1932 года Большой театр поставил фокинский вариант спектакля, дирижёр Ю. Ф. Файер ; исполнители В. П. Васильева , Т. В. Васильева, А. И. Абрамова , Г. П. Добрынина, Н. А. Капустина , Т. В. Лазаревич, А. Н. Ермолаев . После войны, 11 января 1946 года Л. М. Лавровский возобновил на сцене Большого театра спектакль «по Фокину».