Большая Советская Энциклопедия
«Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения», книга В. И. Ленина, в которой всесторонне обоснована идея создания пролетарской партии нового типа, принципиально отличавшейся от реформистских партий Интернационала 2-го , партии социалистической революции и диктатуры пролетариата. В книге Ленин идейно разгромил «экономизм» как разновидность международного оппортунизма ≈ бернштейнианства . Написана осенью 1901 ≈ феврале 1902 и впервые издана в Штутгарте в марте 1902. В Полн. собр. соч., 5 изд., напечатана в т. 6, с. 1≈192.
В 1-й главе книги Ленин, отстаивая революционно-марксистское направление в рабочем движении, показал, что бернштейнианцы, прикрываясь лозунгом «свободы критики», выступали с ревизией всех основных положений марксизма: отвергали идею пролетарской революции и диктатуры пролетариата, проповедовали «сотрудничество классов» и т.п. Ленин писал, что творческое развитие марксизма, обогащение его новым опытом классовой борьбы пролетариата не имеет ничего общего с попытками ревизионистов подорвать основы и принципы марксизма. «...■Свобода критики■, ≈ писал Ленин, ≈ есть свобода оппортунистического направления в социал-демократии, свобода превращать социал-демократию в демократическую партию реформ, свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных элементов» (там же, с. 9). «Экономизм» в России был разновидностью международного оппортунизма. Преклоняясь перед стихийностью в рабочем движении, выдвигая на первое место экономическую форму классовой борьбы пролетариата и трактуя политическую борьбу по-реформистски, «экономисты» всячески принижали роль социалистического сознания, руководящую роль партии в рабочем движении; объективно являлись проводниками буржуазного влияния на пролетариат, т.к. пытались идейно и организационно обезоружить рабочий класс в его борьбе против самодержавия и буржуазии. «Экономизм» был главным препятствием на пути создания революционной централизованной марксистской партии. Разоблачив оппортунистическую идеологию «экономизма», Ленин обосновал и подчеркнул значение революционной теории, марксистской партии как руководящей силы массового рабочего движения, показал неразрывную связь всех форм классовой борьбы пролетариата (политическую, экономическую и идеологическую) и с особой силой подчеркнул значимость теоретической (идеологической) работы партии. К тому же теоретическая вооружённость для русской социал-демократии играла особо важную роль, т.к. впервые в истории рабочая партия должна была возглавить общенародную борьбу за победу буржуазно-демократической революции. Без творческого подхода к решению этой задачи, без самостоятельного переосмысления всего опыта международного пролетарского движения партия не могла стать руководителем освободительной борьбы. Партия должна идти впереди стихийного рабочего движения, указывать ему путь, а для этого должна опираться на революционную теорию. «Без революционной теории не может быть и революционного движения, ≈ писал Ленин. ≈... Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (там же, с. 24, 25).
Во 2-й главе давалась разработка вопроса о соотношении стихийности и сознательности в рабочем движении. «Экономисты» считали, что социал-демократия не должна внедрять в рабочий класс социалистическое сознание, что нужно ждать, пока стихийное пролетарское движение выработает социалистическое сознание своими собственными силами. Ленин показал, что учение социализма разрабатывается идеологами рабочего класса и вносится рабочей партией в классовую борьбу пролетариата, которая стихийно развивается на почве капиталистических отношений. История всех стран свидетельствует, указывал Ленин, что исключительно своими силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское (см. Тред-юнионизм ). Внесение социалистической идеологии в рабочее движение происходит в сложной, непрерывной и острой борьбе с буржуазной идеологией. Ленин писал: «... вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой ■третьей■ идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отступление от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (там же, с. 39≈40). Насущная задача марксистской партии в России начала 20 в. состояла в том, как показал Ленин, чтобы направить рабочее движение на путь политической борьбы против царизма и капитализма, вооружить его идеями научного социализма.
В 3-й главе освещался вопрос о соотношении экономики и политики, экономических и политических форм классовой борьбы пролетариата. Ленин подверг критике «экономистов» за их тред-юнионистское, реформистское понимание политики и обосновал революционную политику марксистской партии. Преклонение перед стихийностью приводило «экономистов» к принижению не только роли социалистической теории, но и политических задач рабочего класса и его партии. Ленин показал, что понимание политической борьбы как борьбы за реформы обрекает рабочий класс на вечное наёмное рабство; что без свержения господства эксплуататоров, без борьбы за власть рабочего класса пролетариат не может добиться коренного улучшения своего экономического положения: «... основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата» (там же, с. 46, прим.). Конечная цель борьбы пролетариата ≈ свержение капитализма и установление своей власти для построения социалистического общества. Ближайшая задача рабочего класса России, указывал Ленин, ≈ свержение самодержавия для обеспечения условий борьбы за победу социалистической революции. Ленин развил идею гегемонии пролетариата в предстоящей буржуазно-демократической революции, идею революционного союза рабочего класса и крестьянства, впервые выдвинутую им в работе «Что такое ▓▓друзья народа▓▓ и как они воюют против социал-демократов?» (1894). Рабочий класс должен выступить во главе общедемократического движения как передовой борец за политическую свободу, поэтому его партия обязана «... перед всем народом излагать и подчеркивать общедемократические задачи, не скрывая ни на минуту своих социалистических убеждений» (там же, с. 83). Партия рабочего класса, указывал Ленин, должна соединить в России демократическую борьбу всего народа против самодержавия и социалистическую борьбу пролетариата против капитализма. Поэтому социал-демократия обязана вести революционную пропаганду и агитацию во всех слоях населения, организовывать политического обличения самодержавия, всего социально-политического строя царской России.
В 4-й и 5-й главах Ленин обосновал свой план построения марксистской партии (набросок этого плана был дан им ранее в статье «С чего начать?», ≈ см. там же, т. 5, с. 1≈13). Руководство осуществлением политических целей пролетариата было не под силу существовавшим в тот период в России разрозненным социал-демократическим комитетам и группам кустарного типа. Требовалась единая организация ≈ партия, необходимость строительства которой отрицали «экономисты». «... Стихийная борьба пролетариата, ≈ разъяснял Ленин, ≈ и не сделается настоящей ■классовой борьбой■ его до тех пор, пока эта борьба не будет руководима крепкой организацией революционеров» (там же, т. 6, с. 135). Ленин считал, что построение партии надо начать с организации общерусской политической газеты, пропагандирующей взгляды революционной социал-демократии. Сеть агентов и корреспондентов газеты и явится тем остовом, вокруг которого будет создаваться партия. Такой газетой стала ленинская «Искра» . По плану Ленина партия должна была состоять из двух частей: узкого круга руководящих работников, главным образом профессиональных революционеров, и широкой сети партийных организаций.
В «Заключении» своей книги на вопрос «что делать?» Ленин дал ответ: преодолеть организационный разброд и идейные шатания в рядах русской социал-демократии и создать боевую организацию революционеров (см. там же, с. 180≈83).
Историческое значение книги Ленина состоит в том, что в ней обнажены идейные истоки оппортунизма в рабочем движении, состоявшие в преклонении перед стихийностью, разработаны важнейшие вопросы идеологии и политики марксистской партии, её программные, организационные и тактические принципы. Эти принципы составляют идейную основу КПСС, всех коммунистических, марксистско-ленинских партий.
Книга Ленина издавалась 219 раз общим тиражом 11918,1 тыс. экз. на 58 языках народов СССР и зарубежных стран (данные на 1 января 1977).
Лит.: История КПСС, т. 1, М., 1964.
Википедия
«Что де́лать? Наболевшие вопросы нашего движения» — произведение В. И. Ленина , написанное в конце 1901 — начале 1902 годов. Напечатано впервые в 1902 году. Переведено на многие языки.
Название книги повторяет название романа «Что делать?» Николая Чернышевского , по словам Ленина, преобразовавшего в революционеры сотни человек и изменившего его самого. Вообще Ленин делал акцент на определении марксизма как «живого руководства к действию».
Ленин выдвинул теорию, что обычный рабочий класс не в состоянии вести революцию с социал-демократическими целями, а преследует только цель «хлеба и масла». Он обосновал это тем, что у пролетариата нет классового сознания . («Классовое политическое сознание может быть принесено рабочему только извне (курсив Ленина — Прим.), то есть извне экономической борьбы, извне сферы отношений рабочих к хозяевам»). Ленин показал, что «отвлекать рабочий класс от общеполитической борьбы с царизмом и ограничивать его задачи только экономической борьбой с хозяевами и правительством, как это делали „ экономисты “, значит обрекать рабочих на капиталистическое рабство», — отмечает БСЭ . В Энциклопедическом словаре (1953) отмечается: "В этой работе В. И. Ленин первый в истории марксизма обнажил до корней идейные истоки оппортунизма , заключающиеся в принижении роли социалистического сознания и в преклонении перед стихийностью рабочего движения; поднял на огромную высоту значение теории, сознательности партии, как революционизирующей и руководящей силы стихийного рабочего движения".
Ленин пишет, что «...для «обслуживания» массового движения нужны люди, специально посвящающие себя целиком социал-демократической деятельности, и... такие люди должны с терпением и упорством вырабатывать из себя профессиональных революционеров». Он развил концепцию организации революционеров как авангарда рабочего класса, которая должна осуществить социалистическую революцию, ввести и поддерживать диктатуру пролетариата в его интересах и учить массы коммунизму . «Дайте нам организацию революционеров — и мы перевернем Россию!»
Как отмечает Ян Грей , эта ленинская работа "была важна для русского революционного движения не менее, чем « Капитал »".
Ленин вспоминал о своей работе над ней: "Когда я писал своё «Что делать?» — я с головой окунулся в эту работу. Я испытывал радостное чувство творчества . Я знал, с какими теоретическими ошибками противников имею дело, как нужно подойти к этим ошибкам, в чём суть нашего расхождения".
«Что делать?» — чёрно-белый трехсерийный телеспектакль режиссёра Павла Резникова по одноименному роману Николая Чернышевского . Производство Главной редакции литературно-драматических программ 1971 года.
«Что де́лать?» — общественно-политическая авторская программа разговорного плана ( ток-шоу ), выходящая на телеканале «Культура» с 27 мая 2001 года. Ведущий — Виталий Третьяков . В 2003 году награждена ТЭФИ в номинации «Лучшая публицистическая программа года».
«Что делать?» — философский вопрос
Литература- « Что делать? » — роман Николая Чернышевского , главное его произведение.
- « Что делать? » — книга Владимира Ленина .
- « Так что же нам делать? » — повесть 1882—86 (опубликована полностью в 1906) Льва Толстого 1.
- « Что делать? » — советский трёхсерийный телеспектакль (1971).
- « Что делать? Философские беседы » — телепрограмма Виталия Третьякова , выходящая на канале « Культура ».
- « Что делать? » — российская телепрограмма, в основе которой лежат жизненные ситуации, разыгрываемые актёрами на улицах города перед прохожими, её цель — выяснить что делать простому человеку если он оказался очевидцем той или иной ситуации.
- « Что делать? » — современная российская творческая платформа и одноимённая газета.
«Что де́лать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского , написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева « Отцы и дети ».
«Что делать?» — творческая платформа, объединяющая российских левых художников, философов, арт-критиков, писателей, социальных исследователей и активистов из Санкт-Петербурга , Москвы и Нижнего Новгорода . Создана в Санкт-Петербурге летом 2003 года. Деятельность платформы координируется рабочей группой. Издается одноименная газета.