Википедия
"" Чи́тта " — понятие индийской , в том числе буддийской , философии и психологии, относящееся к совокупности психических проявлений человека; комплекс индивидуального сознания; состояние ума. Иногда выступает синонимом манаса и виджняны . Однако, если манас специально определён как координатор способностей восприятия и действия (индрий") и «орган» рационального мышления, а виджняна сопоставляется с «различительным познанием», то читта имеет более обобщённый характер, включая в себя эмоции и память.
В доктрине йоги читта соответствует буддхи , или махату школы санкхья , однако рассматривается и шире, как аналог антахкараны , то есть всего внутреннего психического инструмента, объединяющего буддхи, ахамкару и манас. Читта, как и антахкарана, сама по себе лишена сознательности, подобно всем видоизменениям Пракрити . Она лишь «отражает» свет абсолютного «Верховного Я» — Пуруши , приобретая тем самым иллюзию собственного сознания. Модификации читты (читта-вритти) — истинное познание (прамана), ложное познание (випарьяя), «знание слов» (викальпа), сон (нидра) и память (смрити). Цель йоги — прекращение «колебаний» читты.
Веданта понимает читту как модус внутреннего органа , соответствующий вниманию и сосредоточенности.
Таким образом, в целом можно сказать, что читта — это отражение в обусловленном модусе необусловленного абсолютного принципа сознания ( чит ), принимающее формы различных состояний и функций психики.
В буддизме читта также является собирательным обозначением ума, сознания. Одно из наименований школы йогачара , признающей сознание единственной реальностью, — читта-матра .