Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

чайтья в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

чайтья

ЧАЙТЬЯ (санскр.) в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный, служащий для поклонения ступе.

Большая Советская Энциклопедия

Чайтья

название различных священных объектов в Индии. В искусствоведении чатья обычно называют архитектурный тип, характерный для буддийского зодчества древней и средневековой Индии ≈ высеченную в скале продолговатую в плане пещеру со сводчатым потолком и ступой (как объектом поклонения) в глубине.

Википедия

Чайтья

Ча́йтья — культовое сооружение в индийской, буддийской и джайнской архитектуре.

Первые чайтьи относятся к временам правления Ашоки Маурьи (III в. до н. э.) когда в Индии произошёл рассвет буддизма, и появилась необходимость создавать монументальные памятники. Это храм-молельня в виде вырубленного в скальном массиве продолговатого зала с двумя рядами колонн и ступой , помещённой точно напротив входа в закруглённом конце зала. Позднее чайтьи стали делать и как отдельно стоящее здание (однако это уже позднее: в V—VI вв. н. э.). Архитектурные элементы чайтьи восходят ещё к древнеарийской деревянной архитектуре. В камне имитировались древние конструкции. Например, каменные ложные стропила , которые имитировали деревянное покрытие арийских домов. Потолок оформлен гнутыми деревянными ребрами. Выход оформлен часто как «портик» с килевидным завершением, который имитировал подобное же завершение фасадов жилых домов из растительного материала.

Один из древнейших памятников индийской архитектуры этого типа — чайтья в I века до н. э. Внутреннее пространство отдаленно напоминает базилику: вырубленное в скале пространство разделено на три « нефа », отделенные друг от друга рядами колонн с горшковидными базами и сложными капителями со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур. В Бхадже (II век до н. э.) — внутреннее оформление чайтьи гораздо скромнее: нет скульптурных рельефов, а вместо колонн — простые столбы. Вход в пещеру ничем не закрыт: арка входа равняется высоте её сводов. Среди пещер Аджанты так же сохранились древние буддийские чайтьи: например, Пещера № 9, с колоннами, украшенными полосками орнамента, изящным декоративным фризом и ступой, сплошь покрытой рельефами (на ней же — изображение сидящего между двумя полуколоннами Будды ).