Энциклопедический словарь, 1998 г.
разновидность русского романса, сложившаяся к сер. 19 в. в исполнительской практике певцов и гитаристов из петербургского и московского цыганских хоров. Подчеркнутая эмоциональность, декламационность мелодии, в поздних образцах - преувеличенная патетическая "надрывность".
Большая Советская Энциклопедия
жанр русского романса , сформировавшуюся к середине 19 в. на основе русских народных песен и бытовых романсов под влиянием своеобразной манеры их исполнения певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами хоров петербургских и московских цыган. Ему свойственны эмоциональная насыщенность, сочетание напевности и декламационности, специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом, Эти черты нашли отражение в ряде произведений А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева и др. композиторов. С 70-х гг. 19 в. Ц. р. получает особенно широкое распространение и в то же время внутренне обедняется.
Лит.: Штейнпресс Б., К истории «цыганского пения» в России, М., 1934: Друскин М. С., К вопросу об изучении «цыганщины», «Советская музыка», 1934, ╧ 12.