Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Хорепископ

Хорепи́скоп (сельский епископ, от — округа, сельский округ и -епископ,) — лицо посвященное в епископскую степень священства, но уполномоченное посвящать в священство лишь с санкции епископа города .

Хорепископ — первоначально епископ сельской округи, зачастую не признававший главенство епископа города. В дальнейшем проводник епископской власти в сельских и деревенских церквах .

Происхождение должности хорепископа относят к самым древним временам, она упоминаются в 13-м правиле Анкирского собора в 314 году , в 14-м правиле Неокесарийского собора в 315 — 319 годах , затем в 8-м правиле Первого Вселенского собора в 325 году . В то же время имеется два свидетельства о том, что хорепископы существовали и раньше. Первое — Климента Римского , который в своем послании к Коринфянам говорит об Апостолах : Κατά χώρας ουν και πόλεις κηρύσσοντες καθίστανον τάς άπαρχάς αυτών, δοκιμάσαντες τψ πνεύματι, εις επισκόπους και διακόνους των μελλόντων πιστεύειν. Другое свидетельство есть в Церковной истории Евсевия , где говорится об Антиохийском соборе 269 года , осудившем Павла Самосатского . В актах этого собора упоминаются επίσκοποι των ομόρων αγρών και πρεσβύτεροι, то есть епископии ближайших мест и городов и пресвитеры ; в примечаниях к упомянутому месту из истории Евсевия издатель говорит, что επίσκοποι των ομόρων αγρών и были хорепископами. Впоследствии хорепископы были переименованы в экзархов и, наконец, в викариев .
В 14-м правиле Неокесарийского собора о хорепископах сказано:

На Западе хорепископы также существовали. В конце II века паг Аппия имел своего епископа Трофима, а несколько раньше, при императоре Антонине Пие (138—161), есть упоминание об епископе « vicus Baccanensis». Кроме того имеются и косвенные доказательства, как посчитал протопресвитер Николай Афанасьев , количество епископов на поместном Карфагенском соборе значительно превышало количество городов в Северной Африке , подчинённых Карфагенской области , и сделал вывод, что на соборе присутствовали в том числе хорепископы. На Западе хорепископы рано исчезли.

В 341 году Антиохийский собор 10-м правилом ограничил хорепископов в правах, разрешив им поставлять лишь заклинателей , чтецов, иподиаконов и певцов, а пресвитеров и диаконов хорепископы уже не могли поставлять без епископа города, хотя сами хорепископы принимали епископское рукоположение . Самого же хорепископа должен был поставлять епископ города, согласно этому же правилу. Постепенно хорепископы стали исчезать, хотя в VIII веке они ещё упоминаются в 14-м правиле Седьмого Вселенского Собора , в котором говорится, что хорепископы «по древнему обычаю, с позволения епископа, должны производить чтецов».

В VIII веке снова появились хорепископы во Франкском государстве , притом как институт, несколько отличный от прежнего: имея епископский сан, франкские хорепископы не были должностными церковными персоналиями для определённого округа, но действовали как викарии — помощники и представители епископов в священнодействии и в управлении то в одной, то в другой местности епископского диоцеза .

В большинстве поместных церквей эта должность была упразднена, и их место заняли протопопы (в России — благочинные ). Имея в своём заведовании округ сельских церквей, хорепископы управляли ими, подобно епископу города , с помощью клира и мирян . На хорепископах лежала также обязанность заботиться о бедных и смотреть за благотворительными заведениями.

Институт хорепископов сохранился в Кипрской и Грузинской православных церквях, также и в некоторых Древневосточных церквах . Так в Коптской церкви институт восстановлен Папой Шенудой III .