Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Хинди литература

одна из литератур Индии. Развивается на языке хинди и его диалектах. Ранний этап (конец 1-го тыс. н. э.) представлен фрагментами стихов религиозно-философского содержания, излагавших идеи буддийских, джайнских и шиваитских сект, которые выступали против ортодоксального индуизма и кастовой системы. В условиях господства традиций религиозно-философской и художественной литературы на языке санскрит Х. л. складывалась как народная литература, что определило её связь с радикальными общественными тенденциями. В 10≈14 вв. на диалектах хинди развивалась феодальная героико-эпическая поэзия. Придворные поэты, воспевая воинские подвиги и романтические похождения своих покровителей, создавали в их честь поэмы («расо»). В поэме «Притхвирадж-расо» Чанда Бардаи (2-я половина 12 в.) отражены эпизоды борьбы делийского князя Притхвираджа против мусульманских завоевателей. Поэма «Бисальдеверасо» Нарпати Нальха (около 13 в.) близка романтической балладе. «Расо» долго сохранялись лишь в устной передаче, что привело к многочисленным интерполяциям, модернизации языка и появлению вариантов. Охватившее Северную Индию в 15≈17 вв. религиозно-реформаторское движение бхакти , идеи которого выражали протест против сословно-кастового гнёта и стремление к социальному равенству, наполнило Х. л. демократическим содержанием и вызвало к жизни новые литературные формы. Поэт и философ Кабир (около 1440 ≈ около 1518) в песнях и стихотворных изречениях на диалекте брадж и восточных диалектах хинди резко осуждал ортодоксальный индуизм, ислам и кастовый строй. Его радикальные воззрения нашли развитие в творчестве основателя сикхизма Нанака (1469≈1539), излагавшего свои взгляды в стихах на языке панджаби и западных диалектах хинди, Дадудайала (1544≈1603), Сундардаса (1596≈1689) и др. Концепции движения бхакти нашли отражение также в лирико-аллегорических поэмах на диалекте авадхи, созданных поэтами-суфиями (см. Суфизм , Суфийская литература ) на основе народных сказаний. Малик Мухаммад Джаяси (гг. рождения и смерти неизвестны) в поэме «Падмават» (около 1540) синтезировал традиции персидской и индийской лирики. Особую популярность в этот период приобрели сочинения, где идеи бхакти сочетались с народным истолкованием образов Кришны и Рамы ≈ воплощений бога Вишну . Лирические стихи Биддспоти (или Видьяпати; 1370≈1440) на диалекте майтхили о любви Кришны и пастушки Радхи положили начало кришнаитской лирике. Фольклорные представления о боге Кришне, который в облике пастуха живёт среди крестьян, даруя им радость и счастье, ярко воплотились в стихах, гимнах и песнях Сурдаса (около 1483 ≈ около 1563) на диалекте брадж, составивших книгу «Море поэзии Сурдаса». Гимны в честь Кришны слагали поэтесса Мира Баи (1499≈1547), поэты Нандадас (16 в.), Раскхан (16≈17 вв.) и др. Выдающийся представитель рамаитской (прославляющей бога-воина Раму) поэзии бхакти Тулсидас (около 1532 ≈ 1624) в эпической поэме «Рамача-ритаманас» на диалекте авадхи затронул широкий круг социальных, политических, религиозно-философских и моральных проблем. С середины 17 в. Х. л. утратила демократический дух и стала приспосабливаться к вкусам феодальной аристократии. Основной темой поэзии, развивавшейся главным образом на брадже, стало описание женской красоты и любовных наслаждений, а главным её достоинством признавалась изысканная утончённость поэтической формы. Распространились стихотворные трактаты, авторы которых излагали теоретические вопросы традиционной индийской поэтики и иллюстрировали их своими примерами. Выделялись изящные и лаконичные двустишия Бихарилала Чаубе (1603≈63). Бхушан (1614 ≈ около 1716) в традиционных рамках героической поэзии воспел полководца Шиваджи, национального героя маратхов . Индивидуальностью отмечены стихи Матирама (17 в.), Дева (1673 ≈ около 1764), Гханананда (1689≈1739), Падмакара (1753≈1833) и. др. В 1-й половине 19 в. на основе диалекта кхари боли стала складываться проза. Появились переводы религиозных и светских книг с санскрита и английского, возникла пресса на хинди. Новый период открылся деятельностью выдающегося просветителя Бхаратенду Харишчандры (1850≈85). В его социальных пьесах и публицистике отразился рост национального самосознания народа, стремление к независимости. Творчество Харишчандры создало предпосылки для дальнейшего развития современной реалистической Х. л. В последние десятилетия 19 в. появились оригинальные повести и романы, поэтические произведения на кхари боли, несколько позднее ≈ рассказы, начали развиваться критика и литературоведение. В начале 20 в. в связи с ростом национально-освободительного движения Х. л. приобрела ярко выраженное патриотическое звучание. Идеями борьбы за свободу родины пронизаны стихи Майтхилишарана Гупты (1886≈1964), Макханлала Чатурведи (1889≈1968), Балкришны Шармы Навина (1897≈1960), Рамдхари Синха Динкара (р. 1908). Жизнь народа (особенно крестьян) ≈ тема социальных романов и рассказов Премчанда (1880≈1936), который явился основателем критического реализма в Х. л. и литературе урду. Его последователями были Сударшан, Каушик, Угра. Поэзия 20≈30-х гг. развивалась под влиянием романтического направления «чхаявад», которое возглавляли Сумитранандан Пант (р. 1900), Джайшанкар Прасад (1889≈1937), Сурьякант Трипатхи Нирала (1896≈196

  1. и поэтесса Махадеви Варма (р. 1907).

    В 30-е гг. во всех жанрах Х. л. наметился поворот к актуальной общественной тематике. Этому способствовали нарастающее национально-освободительное движение, распространение марксизма, влияние прогрессивной зарубежной литературы (особенно советской), В 1936 при участии Премчанда была создана Ассоциация прогрессивных писателей Индии, положившая начало мощному литературному движению «прагативад», под воздействием которого развиваются национальные литературы народов Индии. Творчество Яшпала (1903≈76), Упендранатха Ашка (р. 1910), Нагарджуна, Рахула Санкритьяяна (1893≈1963). Пахари, Кедарнатха Агравала (р. 1911), Вишну Прабхакара (р. 191

  2. , Маннулала Шармы Шиля (р. 1914), Бхайра-вапрасада Гупты (р. 1918), Амритрая (р. 1921), Рангея Рагхава (1923≈62) ≈ большой вклад в борьбу за независимость Индии и классовые интересы трудящихся.

    В конце 40-х гг. под влиянием фрейдизма и субъективистских теорий Запада сложился индийский модернизм (его теоретик ≈ Агьея, р. 1911). Индивидуалистические тенденции проявились и в творчестве Илачандры Джоши (р. 1902) и Джайнендры Кумара (р. 1905). Влияние модернистских концепций сказалось на поэзии и прозе хинди и в 50≈70-е гг. Судьба «маленького человека» в условиях обострившегося классового расслоения общества нередко освещалась с индивидуалистических позиций; картины жизни приобретали пессимистическую окраску. Успешно развиваются традиции реалистической литературы. Писатели Сумитранандан Пант, Вриндаванлал Варма (1889≈1969), Бхагаватичаран Варма (р. 190

  3. , Манматханатх Гупта (р. 1908), Бхишма Сахни (р. 1915), Амритлал Нагар (р. 1916), Пханишварнатх Рену (р. 1921), Мохан Ракеш (1925≈72), Маркандей (р. 1931), Камлешвар (р. 1932) и др. создали проникновенные произведения о жизни своих современников, утверждая гуманистические идеалы и веру в социальный и духовный прогресс индийского народа. Новым свидетельством прочности позиций реалистического метода в Х. л. явилось создание Федерации прогрессивных писателей Индии (май 1975), которая ставит своей целью сплочение писателей в борьбе за демократическое развитие страны.

    Лит.: Баранинков А. П., Индийская филология. Литературоведение, М., 1959; Чаухан Ш., Очерк истории литературы хинди, пер. с хинди, М., 1960; История индийских литератур, пер. с англ., М., 1964; Челышев Е. П., Литература хинди, М., 1968: Краткая история литератур Индии, Л., 1974; Шукла Рамачандра, Хинди сахитья ка птихас, Бенарес, 1953; Двиведи Хазар и прасад, Хинди сахитья, Дели, 1955; Dwivedi R. A., A critical survey of Hindi literature, Delhi, [1966].

    В. И. Балин.