фуникулёр в словаре кроссвордиста
фуникулёр
- Подвесная железная дорога лыжников
- Горная подвесная "железная дорога"
- Железная дорога с канатной тягой на крутых подъемах, в горах
- Общественный транспорт
- Горная подвесная «железная дорога»
- Рельсовая дорога для больших уклонов с канатной тягой, связывающей поднимающийся и опускающиеся вагоны
- Железная дорога с канатной тягой, устраиваемая на крутых подъемах
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Рельсовая дорога с канатной тягой, устраиваемая на крутых подъемах.
Большая Советская Энциклопедия
(франц. funiculaire, от лат. funiculus ≈ верёвка, канат), подъёмно-транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъёму на короткое расстояние. Применяется в городах и курортных центрах, а также в горных местностях (рис.). Впервые использование Ф. в качестве пассажирского транспорта предложено в 1825, а осуществлено в 1854 в Италии (Генуя) и Австрии (Зоммеринг). Ф. представляет собой подъёмник , в котором перемещение людей и грузов производится в вагонах, движущихся по наклонным рельсовым путям между верхней и нижней станциями при помощи каната, связанного с вагонами и приводной лебёдкой . Лебёдка с приводом обычно располагается на верхней станции. По назначению Ф. разделяются на пассажирские, грузовые и грузопассажирские, по устройству ≈ на одновагонные (с одним попеременно поднимающимся и опускающимся вагоном) двухвагонные (с двумя уравновешивающими друг друга вагонами, прикрепленными к двум концам каната и движущимися навстречу друг другу). Преимущественное применение получили двухвагонные Ф. Они могут выполняться двухпутными (с независимым рельсовым путём для каждого вагона) и однопутными (с разъездами вагонов посередине). Вагоны пассажирские Ф. сделаны так, что при любом наклоне рельсового пути (обычно менее 35╟) положение их пола остаётся близким к горизонтальному. Вагоны грузовых Ф., используемых для перемещения леса, горных пород и т. д., отличаются от вагонов пассажирских Ф. более простой конструкцией. Для загрузки и разгрузки таких вагонов используется соответствующее оборудование, расположенное на станциях. Для безопасности работы вагоны Ф. снабжаются аварийными тормозными устройствами, а также средствами сигнализации, связи и блокировки, обеспечивающими согласованные действия персонала верхней и нижней станций, а также остановку вагонов при возникновении аварийных ситуаций. Ф. имеют ограниченное распространение из-за прерывистого характера работы, большого времени на вход и выход пассажиров или погрузку и разгрузку, небольших скоростей движения (менее 3 м/сек), невозможности движения по сложным трассам. Пропускная способность пассажирского Ф. не превышает 600 чел. в 1 ч. В СССР Ф. имеются в Одессе, Киеве, Тбилиси, Сочи и др. городах.
И. И. Ивашков.
Википедия
Фуникулёр — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе.
Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.