Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Фридрих Каспар Давид

Фридрих (Friedrich) Каспар Давид (5.9.1774, Грейфсвальд, ≈ 7.5.1840, Дрезден), немецкий живописец-пейзажист, представитель раннего романтизма . Учился в АХ в Копенгагене (1794≈98). С 1798 работал в Дрездене, где с 1816 преподавал в АХ. Изображая ландшафты южной Германии и Балтийского побережья, поросшие лесом дикие скалы, пустынные дюны, иногда с теряющимися перед далёким горизонтом в феерии солнечного или лунного света одной-двумя человеческими фигурками, Ф. стремился передать восхищение стихийной мощью и бесконечностью природы, созвучие природных сил настроениям и движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое. Проникнутые глубокой одухотворённостью, радостным подъёмом или просветлённой печалью, а чаще ≈ меланхолически-отстраненной созерцательностью, пейзажи Ф. отличаются строгостью рисунка, чёткой ритмикой композиции, тонким колоритом, богатыми эффектами светотени («Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар; «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Двое, созерцающие луну», см. илл.). Порой мотивы Ф. получают символическое звучание, ноты грусти, одиночества перерастают в ощущение щемящей тоски, в чувство неизбежной бренности всего земного, в оцепенение мистического транса («Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин; «Монастырское кладбище под снегом», см. илл.; «Гибель ⌠Надежды■ во льдах», см. илл.).

Лит.: Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971; Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970; Börsch-Supan Н., Jahnig K. W., Caspar David Friedrich, Münch., 1973.