Энциклопедический словарь, 1998 г.
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии 20 в. возникла в нач. 30-х гг., центр - Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60-х гг. - Ю. Хабермас. В философскосоциологической "критической теории общества" пыталась сочетать элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в нач. 70-х гг. ФРАНКФУРТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1871 подписан 10 мая во Франкфурте-на-Майне по окончании Франко-прусской войны 1870-71; Германия получила Эльзас, Вост. Лотарингию и контрибуцию в 5 млрд. франков.
Большая Советская Энциклопедия
направление в немецкой философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30≈40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 М. Хоркхаймером института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В 1934≈39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, ≈ в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 ≈ в США при Колумбийском университете, с 1949 в ФРГ ≈ во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Главные представители ≈ Т. Адорно , Э. Фромм , Г. Маркузе , Ю. Хабермас . Основной орган ≈ журнал «Zeitschrift für Sozialforschung».
В развитой в 1930-е гг. философско-социологической «критической теории общества» (Хоркхаймер, Маркузе) Ф. ш. пыталась сочетать элементы критического подхода К. Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие «рационализации» трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры Ф. ш.: анализ внутренних противоречий «просвещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, и в частности ≈ «массовой культуры» и «массового общества» 20 в. («Диалектика просвещения» Хоркхаймера и Адорно, 1948). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематическую «отрицательную диалектику»; одно из центральных мест занимает проблематика отчуждения .
Послевоенный период характерен углублением противоречий среди представителей Ф. ш., отразившимся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950≈60-е гг.), в отходе многих молодых представителей Ф. ш. от идей её основоположников (эволюция Хабермаса и др.), что привело по существу к распаду школы в начале 70-х гг. Ф. ш. оказала значительное влияние на развитие немарксистской социальной и философской мысли в ФРГ и США и на теоретическое оформление идеологии т. н. «новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения).
Лит.: Социальная философия франкфуртской школы, М., 1975; Die «Frankfurter Schule» im Lichte des Marxismus, Fr./M., 1970; Rohrmoser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg, 1970.
Википедия
Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного общества , разновидность неомарксизма . Основные представители: Теодор Адорно , Макс Хоркхаймер , Герберт Маркузе , Эрих Фромм , Вальтер Беньямин , Лео Лёвенталь , Франц Леопольд Нейман , Фридрих Поллок , из «второго поколения» — Юрген Хабермас , Оскар Негт . Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне ; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.
Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную тоталитарную Систему, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль преобразования общества переходит к интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством средств массовой информации , а также популярной культуры , и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма .