Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Флеровский Н.

[псевдоним; настоящая фамилия Берви Василий Васильевич (Вильгельм Вильгельмович)] [28.4 (10.5).1829, Рязань, √ 4.10.1918, Юзовка, ныне Донецк], русский социолог, экономист и публицист, представитель рус. утопического социализма. Из дворян. В 1849 окончил юридический факультет Казанского университета, служил в министерстве юстиции. Осенью 1861 выступил в защиту участников студенческих волнений в Петербургском университете, в 1862 арестован за подачу императору Александру II «прошения» с выражением сочувствия тверским посредникам ; до 1887 находился в ссылке. В конце 1860-х гг. сблизился с революционными народниками, с их помощью издал работы: «Положение рабочего класса в России» (1869), которую высоко оценил К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 16, с. 427√28, т. 32, с. 357√58), и «Азбука социальных наук» (ч. 1√2, 1871). В 1873 по просьбе долгушинцев написал брошюру «Как должно жить по законам природы и правды», в которой наряду с призывом к социальному переустройству выступил с проповедью новой религии братства и свободы. В 60√80-х гг. 19 в. печатался в демократических журналах «Дело», «Отечественные записки» , «Знание». Многие произведения Ф. запрещались царской цензурой. В 1893√96 жил в Лондоне, сотрудничал с «Фондом Вольной русской прессы» . В социологии Ф. выступал против социального дарвинизма , противопоставлял «борьбе за существование» «союз за существование». С позиций народничества критиковал социально-политические и экономические порядки пореформенной России. Отрицая закономерность капиталистического развития, Ф. идеализировал общину и артель, полагал, что переход к социализму в России возможен в результате как социальной революции, так и ряда социальных реформ, главной предпосылкой которых должно стать широкое распространение просвещения в народе. Ф. принадлежит ряд литературно-критических статей и художественных произведений [роман «На жизнь и смерть» (1877), повесть «Забытая история» (1880) и др.].

Соч.: Свобода речи, терпимость и наши законы о печати, СПБ, 1869; Три политические системы, Лондон, 1897; Записки революционера-мечтателя, М. √ Л., 1929; Критика основных идей естествознания, СПБ, 1904; Избр. экономические произведения, т. 1√2, М., 1958-59.

Лит.: Аптекман О. В., В. В. Берви-Флеровский, Л., 1925; Подоров Г., Экономические воззрения В. В. Берви-Флеровского, М., 1952; Плакида М. М., Бесстрашный труженик, Сталине, 1960; Крайнева Н. Я., Пронина П. В., Народничество в работах советских исследователей за 1953√1970 гг., М., 1971.

Б. Ю. Иванов.