Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

феодор мопсуестийский

ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ (ок. 350-428) христианский богослов, епископ с 392. Друг Иоанна Златоуста, вместе с ним учился в школе ритора Ливания в Антиохии; с 369 в монастыре. Библейские комментарии, полемические сочинения против Ария, Аполлинария и др. ересей. Попытка несториан опереться на авторитет Феодора Мопсуестийского привела к осуждению его взглядов на Константинопольском соборе (553).

Википедия

Феодор Мопсуестийский

Феодор Мопсуестийский (около 350 , Антиохия — 428 , Мопсуестия близ Аданы , Киликия ) — раннехристианский теолог и святой Несторианской церкви . Епископ Мопсуестии с 392 года , он был одним из наиболее значительных богословов Востока в после оригеновский период и некоторое время главой антиохийской школы . Сочинения Феодора включены в 18-й том Patrologia Graeca .

Был обращён в христианство своим ближайшим товарищем, святителем Иоанном Златоустом , с которым вместе обучался в школе ритора Ливания в Антиохии. Богословие Феодор изучал у Диодора Тарсийского . Закончив обучение, он и Иоанн приняли монашество, но Феодор через некоторое время оставил монастырь и только благодаря наставлениям Иоанна вернулся в него. В 383 году Феодор был рукоположён Флавианом I Антиохийским в пресвитера , а в 392 году в епископа .

Будучи острым мыслителем и блестящим оратором , Феодор отличался отточенным владением аристотелевой диалектикой и строгой аскетичностью . В христологии он развивал концепцию «двух сынов», утверждая, что не следует смешивать Божескую и человеческую природы во Христе , и иной — Сын Божий, и иной — Сын человеческий. Он говорил: «Мы не должны думать, что от Девы родился Бог. Не Бог Слово родился от Девы Марии, а тот, кто от семени Давидова» , и не считал возможным объединение в одно лицо Божественного Логоса с совершенным человеком Иисусом , который был для Него подобием храма ; пребывая в нём, Бог Слово даровал ему бессмертную жизнь и, сделав его невредимым, бессмертным и неизменным, возвел на небо». Феодор делал также упор на изучение биографии и традиционных народных представлений о жизни Христа.

В связи с тем, что несториане указывали на Феодора как на своего учителя, в VI веке, при Юстиниане I произошло его осуждение. В эту эпоху Византийскую империю долгое время возмущало противостояние халкидонитов-диофизитов и нехалкидонитов-миафизитов, которые обвиняли первых в исповедании разделения во Христе, и имп. Юстиниан I для ухода от таких обвинений решил сделать удар по радикальному диофизитству, издав осуждение « трёх глав ». Об этом документе началась полемика, и на созванном в 553 г. в Константинополе V Вселенском соборе Феодор Мопсуестийский был анафематствован . Причем во время рассмотрения его дела оценка его сочинений участниками собора была жесткой: «Анафема Феодору Мопсуетскому и его сочинениям; они чужды Церкви, они чужды православным, они чужды отцам, они полные нечестия, они восстают на Священное Писание, анафема Феодору: он опозорил Евангелие, он поругался над домостроительством нашего спасения… Осуждаем и анафематствуем… Феодора, который был епископом в Мопсуесте, и его нечестивые сочинения» Таким образом, Католической и Православной Церковью он признается еретиком.

В Ассирийской церкви Востока Феодор вместе с Несторием и Диодором Тарсским почитается в качестве трёх греческих святителей. Феодору приписывается составление одной из трёх литургий восточно-сирийского обряда .