Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Ушпия

Ушпия (Uš-pi-a) — правитель города Ашшура в XXI веке до н. э.

Имя Ушпия упоминается в трёх источниках: в начальной части списка ассирийских царей и в двух строительных надписях ассирийских царей Салманасара I (1274—1244 до н. э.) и Асархаддона (680—669 до н. э.).

«Тудийя, Адаму, Янги, Сахцу, Дидану, Хану, Зуабу, Нуабу, Абазу, Белу, Азарах, Ушпия, Апиашаль.
Всего: 17 царей, которые жили в шатрах».

«В то время Э-хурсагкуркурра, храм Ашшура , моего господина, который Ушпия, правитель Ашшура , мой предок, первым возвёл, когда тот стал ветхим, Эришум , мой предок, правитель Ашшура, перестроил, когда 159 лет прошло с поры правления Эришума и этот дом стал ветхим Шамши-Адад , правитель Ашшура, восстановил, а когда 580 лет  — в этом храме, который Шамши-Адад, правитель Ашшура восстановил, и который стал очень ветхим, случился пожар …».

«Первый храм бога Ашшура, который Ушпия, мой предок, жрец бога Ашшура построил, стал ветхим и Эришум, сын Илушумы , мой предок, жрец бога Ашшура, перестроил , 126 лет прошло, он снова стал ветхим и Шамши-Адад, сын Белкаби, мой предок, жрец бога Ашшура, перестроил , 434 лет прошло, и этот храм был уничтожен в результате пожара, Салманасар , сына Адад-нирари , мой предок, жрец бога Ашшура, перестроил , 580 лет прошло, и внутренний двор, место бога Ашшура, моего господина, стал очень ветхим и начал разваливаться …».

Оба списка ассирийских царей, а также надписи Салманасара и Асархаддона, пишут имя Ушпия одинаково — Uš-pi-a. То, что в одной из копий надписи Салманасара он назван Аушпия, видимо, следует признать результатом ошибки переписчика текста. По единогласному мнению ассириологов , имя Ушпия относится к субарейским . В ассирийском царском списке только ещё имя Киккия имеет такую этимологию . Субарейские племена, тесно связанные с хурритами , издревне занимали северную Месопотамию и жили там ещё до вторжения восточно-симитских племён, говорящих на аккадском языке из которых впоследствии сформировался ассирийский народ .

В царском списке ассирийских царей Ушпия упоминается среди «17 царей, обитавших в шатрах», то есть вождей неоседлых скотоводческих племён. По мнению исследователей, эти «цари» являются аморейскими предками царя Шамши-Адада I , включённые в этот список для того чтобы доказать длительное царственное происхождение этого верхнемесопотамского царя и увеличить его престиж, но ни коим образом не правившие в самом Ашшуре . Кроме «Царского списка» эти цари-вожди нигде более не упоминаются и как в этот ряд мог попасть Ушпия, — относяшийся к другой языковой семье , чем аморейские предки Шамши-Адада и точно правивший в Ашшуре, так как строил там храм, — не совсем понятно.

Слабо вероятно, что Ушпия относящийся к хурритам мог построить храм ассирийскому богу Ашшуру ; видимо он основал храм какому-то своему богу, впоследствии ставшим храмом Ашшура. При закладке храма древние цари вмуровывали в фундамент табличку с посвятительной надписью. Надписи Салманасара I и Асархаддона в качестве своих предшественников, приложивших руку к строительству храма, упоминают царей Эришума I и Шамши-Адада I и их закладные таблички были найдены. То что табличка с надписью Ушпии до сих пор не найдена ни в коем случае не доказывает нереальность этого царя. Видимо, Ушпия был ранним правителем хурритского города, захватив который восточные семиты переименовали в Ашшур, по имени своего верховного бога.