Энциклопедический словарь, 1998 г.
смазочные нефтяные и синтетические масла для опорных подшипников и подпятников главного вала и вспомогательных механизмов паровых и водных турбин, турбокомпрессоров и др.
Большая Советская Энциклопедия
группа смазочных масел, используемых для смазки подшипников и вспомогательных механизмов паровых и водяных турбин, турбонасосов, турбокомпрессорных машин (воздушных, газовых и холодильных), а также в качестве смазывающей и рабочей жидкости в различных промышленных механизмах с циркуляционными системами. Т. м. ≈ глубокоочищенные дистиллятные масла нефтяные из малосернистых беспарафиновых или сернистых парафиновых нефтей с добавками, состоящими из комплекса антиокислительных, антикоррозионных, деэмульгирующих, антипенных, в отдельных случаях антиизносных присадок. Характеризуются высокой устойчивостью против окисления, хорошими антикоррозийными и деэмульгирующими свойствами, малой вспениваемостью. Т. м. с вязкостью при 50 ╟ С 20≈23×10-6 м2/сек (20≈23 сст) применяются в быстроходных турбоагрегатах (3000 об/мин и выше), а с вязкостью 28≈48×10-6 м2/сек (28≈48 сст) и более ≈ в тихоходных и мощных, в том числе судовых, турбоагрегатах (турборедукторных установках).
Для систем регулирования мощных паровых турбин находят применение синтетические Т. м. на основе триксиленилфосфата. Их преимущество ≈ высокая огнестойкость. Однако они дороги и обладают некоторой токсичностью.
Лит.: Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов, под ред. Е. А. Эминова, 3 изд., кн. 1≈2, М., 1969; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971.
Е. А. Эминов.