Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де

Тулуз-Лотрек (Toulouse-Lautrec) (собственно Тулуз-Лотрек-Монфа, Toulouse-Lautrec-Monfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби, ≈ 9.9.1901, Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график. Потомок древнего аристократического рода. С 1881 жил в основном в Париже, где учился у Л. Бонна (1883) и у Ф. Кормона (с 1884). Испытал влияние импрессионизма (особенно воздействие Э. Дега ), а также увлечение японской графикой. Первые же значительные работы отмечены стремлением к предельной индивидуализации образов (портрет Э. Берпара, 1885, галерея Тейт, Лондон). Со 2-й половины 1880-х гг. определяется основная тема Т.-Л. ≈ развлечения и быт богемы, парижского «полусвета»; чуждый своей среде, он ищет забвения в освобожденной от буржуазных условностей «естественности», в призрачном веселье, царящем в кафешантанах, танцевальных залах и прочих заведениях Монмартра. Мир парижского «дна» изображается в композициях и портретах Т.-Л. без морализирования, с присущими художнику нервно-обострённой зоркостью наблюдения, язвительной иронией и в то же время с особенно чуткой реакцией на социальную и нравственную исковерканность окружающей жизни. Своеобразие манеры Т.-Л. с конца 1880-х гг. ≈ в экспрессивном, то резком, доходящем до гротеска, то изысканно-гибком рисунке, в беспокойной фрагментарности композиции, ритмам которой подчинены чёткие контуры форм, длинные упругие и вибрирующие или изломанные красочные мазки-штрихи, в контрастах холодно мерцающей общей тональной гаммы и как бы вспыхивающих в ней нарочито ярких локальных цветовых пятен. Показывая своих героев, опустившихся и падших, их кумиров ≈ певцов и танцоров кабаре (нередко среди героев изображен и сам автор), Т.-Л. не только фиксирует нравы, с импровизационной лёгкостью передаёт динамику мизансцен, характерность поз и жестов, эффекты резкого искусственного освещения, но с психологической проницательностью вникает в эти разбитые судьбы, словно материализует отравленную пороком атмосферу эпохи «конца века» («Бал в Мулен-де-ла-Галетт», 1889, «В Мулен-Руж», 1892, оба произведения ≈ в институте искусств, Чикаго; «Танец в Мулен-Руж», 1890, частное собрание, Филадельфия; «Со своей милой», акварель, гуашь, 1891, Музей изящных искусств, Бостон; «Певица Иветт Гильбер», 1894, Музей изобразительного искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «В салоне на улице Де-Мулен», 1894≈95, портрет Г. Тапье де Селейрана, 1894, «Модистка», 1900, все три произведения ≈ в Музее Т.-Л., Альби). Стилистические искания Т.-Л. ≈ одного из крупнейших мастеров постимпрессионизма , в 1890-е гг. сближаются с «модерном» , что ярко проявляется в его графике, особенно в цветных литографированных афишах с их лаконизмом и броскостью, причудливо-извилистым рисунком, чётким контуром, обводящим интенсивные цветовые зоны («Мулен-Руж. Ла Гулю», 1891; «Диван жапоне», 1892). Выразительной живостью, утрированностью шаржа отмечены многочисленные рисунки и серии литографий Т.-Л.

Лит.: Перрюшо А., Тулуз-Лотрек, пер. с франц. [Послесл. О. В. Мамонтовой], М., 1969; Воркунова Н., Тулуз-Лотрек, М., 1972; Joyant М., Toulouse-Lautrec, P., 1927.

В. А. Марков.