Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Тропинин Василий Андреевич

Тропинин Василий Андреевич [19(30).3.1776, село Карпово Новгородской губернии, ≈ 3(15).5.1857, Москва], русский живописец-портретист. До 1823 крепостной. Около 1798 начал учиться в петербургской АХ у С. С. Щукина, но в 1804 был отозван своим помещиком. До 1821 жил и на Украине, и в Москве, затем только в Москве. Т. стремился создать живой и непринуждённый образ человека, характеристику которого часто обогащают детали бытовой обстановки. Уже ранние портреты Т. отличаются интимностью образов, нежным, выдержанным в лёгкой сероватой красочной гамме колоритом [этюды-портреты И. И. и Н. И. Морковых и Н. И. Морковой (1813); портреты жены (1809) и сына (1818)].В период расцвета (1820 ≈ 1-я половина 1830-х гг.) прежнюю интимность образов, иногда неопределённость форм, сменяют энергичная и внимательная характеристика модели, скульптурная чёткость объёмов, полнозвучие цвета; художник нередко обращается к широкой живописной манере, эффектно пользуется цветными тенями (портреты П. А. Булахова, 1823, К. Г. Равича, 1825, А. С. Пушкина, 1827, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин Ленинградская область; см. илл.). В портретах 1830≈40-х гг. усиливаются жанровые черты, усложняется композиция, повышается роль деталей, что позволяет Т. во многих работах создать типические, острохарактерные образы современников (портрет В. А. Зубовой, 1834). В ряде работ Т. в эти годы проявились внешне романтические тенденции, в целом творчеству Т. не свойственные (портрет К. П. Брюллова, 1836). Т. выполнил ряд характерных этюдов-портретов украинских крестьян, создал тип жанрового полупортретного, часто идеализированного и сентиментального, но подкупающего искренностью и теплотой чувства изображения человека из народа («Кружевница», 1823; кроме портрета А. С. Пушкина, все упомянутые произведения ≈ в Третьяковской галереи). Самостоятельную художественную ценность имеют подготовительные портретные рисунки Т. Творчество Т. сыграло важную роль в развитии демократического русского искусства 19 в. и, в частности, в формировании художественных традиций Москвы. В Москве в 1969 открыт музей Т. и московских художников его времени (филиал музея ≈ Останкинский дворец-музей творчества крепостных в Москве).

Лит.: Амшинская А., В. А. Тропинин. 1776≈1857, М., 1970; Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Каталог, М., 1975.

Г. В. Алексеева.