Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Торшхоевы

Торшхо ( инг. — Тоаршхой) — один из крупных ингушских тейпов . Название тейп получил от башенного комплекса в горах Ингушетии — аула Тярш. Представители данной фамилии проживают ныне в Ингушетии и в Пригородном районе Северной Осетии. Тейп Торшхоевы относится к Мецхальскому шахару . В XVIII веке во время переселения ингушей на равнину Торшхоевы мигрировали в основном в двух направлениях- Долину Терека и Камбилеевскую равнину. В Камбилеевской равнине Торшхоевыми вместе с Евлоевыми был основан аул Тоузен-Юрт ныне Комгарон , который после выселения ингушей в Казахстан в 1944 году был включен в состав Северной Осетии. К тейпу Торшхоевы, помимо собственно Торшхоевых, относятся такие фамилии как: Досхоевы, Даскиевы, Марзабековы, Полиевы, Гудантовы, Солслановы, Дударовы. Родовой аул Торшхоевых в горах- Тярш, на плоскости Тоузен-Юрт .

Тейп включает в себя 26 фамилий: Торшхоевы, Алиевы, Бобхоевы, Баракиевы, Батхиевы, Адиевы, Падиевы, Ганижевы, Гаймасхановы, Гудантовы, Дзариевы, Мурадовы, Джогустхиевы, Дзараховы, Етырговы, Арцыговы, Даскиевы, Саутиевы, Дудоркиевы, Совтаевы, Самановы, Товмарзиевы, Торхой, Умаровы, Ханакиевы, Чаплиевы, Чембурзиевы.

Tарш — крупный замковый башенный поселок. Расположен на отроге горы маьт-лоам, неподалеку от шоана и белган. если последние два комплекса находятся вблизи дороги, то тарш расположен на высоком крутом склоне. не было и сегодня здесь нет колесной дороги. чуть восточнее от белгана к верху тянется узкая извилистая тропа. и мы идем по этой тропе, взмокшие, еле передвигая ноги. старшие по возрасту горцы шли бодрее, чем молодежь с плоскости. есть, оказывается, веками выработанная методика хождения в горах. прежде всего нельзя торопиться, что мы и делаем в начале пути, а потом задыхаемся. горцы нам объяснили, что в гору нужно идти медленно, чтобы со стороны незаметно было, идет ли человек или стоит. через несколько часов мы уже наверху, у родовых башен торшхоевцев. каждый из нас ищет, где бы приземлиться, отдохнуть, взором обводя окрестность. башни тарш стоят на довольно обширном и плоском отроге горы. если сравнить с другими башенными комплексами горной Ингушетии, например с соседним шоан, здесь довольно просторно. есть земли для выпаса скота, а также для пахоты. По описанию ученых-кавказоведов, здесь некогда было 3 боевых и 12 жилых башенных сооружений с различными пристройками и остатки 3-х каменных оборонительных стен позднего средневековья. башни и другие сооружения полуразрушены. разрушены они не временем, а людьми во время нашей депортации. Это произошло, когда «отец народов» подвергал уничтожению нежелательных ему и его окружению мирных людей. каждая из боевых башен входила в состав самостоятельных, но тесно взаимосвязанных, мощных замковых комплексов. одна из башен осталась недостроенной. работу надо было закончить в строго установленный срок — в течение одного года. по каким-то причинам мастер не уложился в регламентированный срок — 365 дней. и башня осталась недостроенной. в высоту боевые башни тарш достигали 22-23 метров, у них не было каменных навесных машикули — балкончиков. в стенах 2-5 этажей сделаны многочисленные узкие бойницы для огнестрельного оружия, редкие сводчатые оконные проемы. в черте поселка располагаются 2 крупных конусовидных «мешка» — отсека для хранения сельхозпродуктов и жидкости, аккуратно выбитые в скальном грунте. куполы отсеков закрывались округлыми каменными плитами… (д. чахкиев «древность горной ингушетии» стр. 63). по рассказам старожилов, боевые или жилые башни возводились одновременно со склепами — солнечными могильниками или как их называют у нас «маьлхара каша». ничто не вечно под луной. эта аксиома хорошо известна всем. наши предки хорошо знали об этом и заранее готовили место для ухода в мир иной. вблизи поселка тарш находится так называемый «городок мертвых», который включает десятки склеповых усыпальниц. они разные. одни из них сложены подобно башенным, только в уменьшенном виде, другие — ядрообразные. по мнению ученых, склепы «городка мертвых» датируются xvi — xviii веками. многие из них археологическим раскопкам ещё не подвергались. и эту работу предстоит ещё завершить. в тот день, когда мы были в поселке тарш, здесь был сход выходцев из тарш: таршхоевых, гудантовых, даскиевых, досхоевых, марзабековых, пошевых, сослановых и других фамилий. это был не первый их сход. таршхоевцы чуть ли не каждый год собирались у своих родовых башен и обсуждали насущные проблемы своей фамилии, народа и республики, знакомились друг с другом. в тот раз решили принять программу своего рода, наметить конкретные задачи, определить ответственных за их исполнение. речь шла о воспитании молодежи, по оказании помощи нуждающимся, направлении одаренных детей в высшие учебные заведения. старшие по возрасту рассказывали о трудностях и лишениях нашего народа, но что бы ни случилось, ингуши выжили, не потеряли честь и достоинство, говорили они. сегодня ингушетия строит свою государственность и каждый должен быть готовым, чтобы занять соответствующее место, а для этого нужно хорошо учиться и быть в дружбе и согласии не только в семье, но и с соседями, — призвали старшие. один из пожилых седобородых стариков привел притчу о семье: «говорят, что бог каждую ночь под пятницу посылает ангелов посмотреть, в согласии и дружбе живёт ли семья. при этом бог дает такое напутствие ангелам: — идите и посмотрите, как живёт семья. если в ней согласие, то дайте ей ещё столько же благополучия, сколько у неё имеется. если же семья живёт недружно, столько же благодати снимите с неё и отдайте дружной семье. увидев, что дети улыбаются своим родителям, слушаются их, а в семье — счастье, ангелы радостно смеются и на своих чудесных крыльях улетают на небо». эта легенда записана проф. и. дахкильговым. после полудня мы начали обратный путь, увидев прекрасную природу родных гор — башенные комплексы — творение наших предков, услышали много интересного о прошлом, поближе узнали друг друга

М-Б. Цицкиев

ЗАМОЕВ УЦИГ

В своей башне в Шоане жил храбрый мужчина Замоев Уциг. Люди в то время жили охотой. В Гули, Бялгане и Тарше почти не было лесов и трудно было с топливом. И все же любой, кто возвращался с охоты, был обязан отдать Уцигу ребра и переднюю ногу с лопаткой от каждой убитой дичи, а с поклажи каждого осла — разрубленную половину бревна.

В то же время в Тарше жил мужчина, которого также звали Уциг. Когда его дочь выходила замуж, родственники жениха послали в дар к нему для пиршества трех баранов. Их гнал один человек. Выйдя из дому, Замоев Уциг из Шоана приметил его, остановил и спросил:

— Кто ты?

— Я человек, который везет подарок для пиршества по поводу выхода замуж дочери Уцига из Тарша, — ответил он.

— Когда дойдешь до места, скажешь, что все отобрал у тебя Замоев Уциг из Шоана, а пиршество по поводу выхода замуж своей дочери Уциг из Тарша пусть сделает сам.

Получив такое известие, Уциг из Тарша сказал, что Замоев Уциг из Шоана прав. Справив пиршество на свои средства, он выдал свою дочь замуж.

Прошло немало времени, и Уциг из Тарша пошел в Шоан. Войдя в село, он повстречал Замоева Уцига.

Они вступили в кинжальный бой и погибли. Говорят, что с того времени в стране галгаев перестали взимать дань друг с друга.