Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Томский Николай Васильевич

Томский Николай Васильевич [р. 6(19).12.1900, село Рамушево, ныне в Новгородской области], советский скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1949; президент с 1968), Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с 1950. Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923≈27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, Т. изучил традиции русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры. Большое место в ранний период творчества Т. заняла работа над образом С. М. Кирова . Лучшие произведения 1930-х гг. свидетельствуют, насколько органичными явились для него принципы социалистического реализма. Сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, Т. создал образы, проникнутые героическим пафосом [памятник С. М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР, 1941; см. илл.), статуя «А. Бусыгин» (гипс, 1937), памятник В. И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)]. Эти черты творчества Т. проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941≈45. Среди работ этого периода ≈ многочисленные портреты [И. Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948); М. Г. Гареева (базальт, 1947); П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба ≈ мрамор, 1948) ≈ все в Третьяковской галерее, И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; Русский музей, Ленинград), все ≈ Государственная премия СССР, 1949] и памятники [И. Р. Апанасенко в Белгороде (бронза, 1944≈49) и др.]. За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; Третьяковская галерея) Т. получил Государственную премию СССР в 1950. В 1951 он выполнил скульптурный портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 ≈ памятник писателю для Москвы (бронза, гранит). Как и в 1930-х гг., Т. много работает над образом В. И. Ленина [памятники в Орле (1949≈6

  1. , Вильнюсе (195

  2. , Вологде (1958), все ≈ бронза, гранит, и в др. городах]. Со 2-й половины 1950-х гг. Т. обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская премия, 1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956≈57, Третьяковская галерея). Преподаёт в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (с 1948; профессор с 1949, ректор в 1964≈70). Председатель Московского союза советских художников (1951≈56). Депутат Верховного Совета РСФСР 3-го и 6≈9-го созывов. Делегат 24 ≈ 25-го съездов КПСС. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Лит.: Парамонов А., Н. В. Томский, М., 1953; Н. В. Томский. Каталог выставки, М., 1969: Балтун П. К., Н. В. Томский, М., 1974.

    М. Л. Нейман.