тенгри в словаре кроссвордиста
тенгри
Мифологический словарь
(бурят., монг. и др.) — «небо» — в мифологии народов Центральной Азии — название класса небесных богов. Т. имеют прозвища в зависимости от приписываемых им функций — Т. грома, молнии, направлений и стран света, звезд и созвездий, природных и сверхъестественных сил, человеческих чувств и страстей, небесных явлений и т. п. Т. также называются духи огня, домашние и охотничьи духи, ламаистские божества и др.
Википедия
Те́нгри ( др.-тюрк. ???????????????? *teŋri / *taŋrɨ; ; тув. Дээр, кум. Тэнгири, ст.-монг. Tngri; ; булг. Тангра; чув. Турă ; ; ; ; и ; ; упр. кит. : 腾格里, путунхуа Ténggélǐ, , и ; ; ) — верховное божество неба политеистического пантеона народов Евразии тюрко - монгольского происхождения. Другое его название — «Кок Тенгри / Көк Тәңірі» . .
Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как 撑犁:
«匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь Тенгри.
В государствах тюркоязычных народов Средних веков , в том числе у собственно древних тюрков ( тюркютов ), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри. Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут , носили тронные имена, подчеркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш.
Описывая своё путешествие на Волгу в 921—922 гг., Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках:
А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-тюркски «[клянусь] богом единым», так как «бир» по-тюркски «один», а «тенгри» на языке тюрок — «бог»
Предки тюркских народов были анимистами , следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда ал-Кашгари , Тенгри был известен как создатель растений и громовержец . Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или Кантегир ( хакасское Хан-Тигір) в Западных Саянах .
Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являлись Небесный Отец . Вера во всемирного, дарующего победы бога служило в Монгольской империи идеологическим средством усиления контроля хана. Так, повеления монгольских владык подкреплялись ссылкой на «Силу Вечного Неба».
Имя бога по мнению участников проекта «Этимологическая база Старостина» происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество».
Происхождение связывается также с шумерским Dingir , с китайским термином Тянь , в значении «Небо».