Большая Советская Энциклопедия
(24.9.1550, Линьчуань, провинция Цзянси, ≈ 29.7.1616, там же), китайский драматург и поэт. Его пьесы воспевают естественные человеческие чувства, они направлены против неоконфуцианского рационализма. «Пурпурная флейта» (1579) и её переработка «Пурпурная шпилька» (около 1587) ≈ о несчастной любви актрисы и знатного юноши. Герой драмы «Пионовая беседка» (1598) силой своей любви воскрешает умершую возлюбленную. Пьесы «Правитель Нанькэ» (1600) и «Сон в Ханьдане» (1601) проникнуты ощущением зыбкости человеческой судьбы. Стихи и ритмическая проза Т. С.-ц. отмечены чертами новаторства. Он и его продолжатели (так называемая линьчуаньская школа) выдвигали на первый план человеческое чувство как творческий стимул, пренебрегали условностями поэтического канона.
Соч.: Тан Сянь-цзу цзи, т, 1≈4, Пекин, 1962.
Лит.: Рифтин Б. Л., Теория китайской драмы, в кн.: Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока, М., 1964; Манухин В. С., Драма Тан Сяньцзу «Хо Сяо-юй, или История пурпурной шпильки», в кн.: Вопросы китайской филологии, т. 2, М., 1974; Сюй Шо-фан, Тан Сянь-цзу няньпу, Пекин, 1958; Хоу Вай-лу. Лунь Тан Сянь-цзу цзюйцзо сы чжун, Пекин, 1962.
В. Ф. Сорокин.