Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Тактус

Та́ктус в музыкальной теории конца XV—XVII веков — отрезок времени, соответствующий при дирижировании опусканию .

В системе мензуральной ритмики , если установлен «нормативный» темпус (например, tempus imperfectum), тактус охватывает величину семибревиса . При диминуировании мензуры (например, tempus imperfectum diminutum) тактус равен бревису , при аугментации, соответственно, миниме .

«Абсолютную» ( метрономическую ) скорость тактуса в исторических документах сравнивают с пульсом человека, находящегося в состоянии покоя ( Гафури , 1496), с размеренной поступью мужчины (Ганс Бухнер, ок.1525), с тиканьем часов (Ганс Герле, 1532). В «нормальном» имперфектном темпусе Вилли Апель предлагал приравнять семибревис к MM=30-35; в имперфектном диминуированном семибревис, по его мнению, соответствовал MM=60-70.

Первое в истории обсуждение термина tactus дал Адам Фульдский (1490); его определение: Tactus est continua motio in mensura contentae rationis. С упразднением мензуральной нотации в XVII веке тактус стал восприниматься в смысле такта , с присущим ему подразделением метрических долей по степени тяжести (по Генриху Бесселеру , ). Процесс величайшей в истории музыки смены одного типа ритмического мышления другим растянулся примерно на столетие. По-видимому, сначала эта смена произошла в композиторской практике (в качестве одного из первых примеров нового такта Бесселер называет сборник танцевальной музыки «Balletti» Дж. Гастольди , опубликованный в 1591 году), при этом композиторы некоторое время продолжали нотировать новую «тактовую» музыку с помощью старой «тактусовой» мензуральной нотации . В теории первые свидетельства осмысления иерархии метрических акцентов датируются второй половиной XVII века (quantitas intrinseca в «Музыкальном компендии» В.К. Принца , 1668). В целом же же «мензуральное» мышление удерживалось до XVIII века; например, понимание тактуса как отрезка музыкального времени, состоящего из тезиса и арсиса , отстаивал в первой половине XVIII века И.Маттезон , а И.Г. Вальтер считал (1708) тактус «душой всей музыки».