Энциклопедический словарь, 1998 г.
разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения 17 - нач. 18 вв., основанного на одновременном звучании нескольких мелодических голосов (2-4, чаще 3: "низ", "путь", "верх"). Вытеснено партесным пением.
Большая Советская Энциклопедия
вид древнерусского церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому или тембровому признакам. В С. п. применялось 2≈3, реже 4 голоса. Все голоса имели мелодическое значение, функциональная гармония отсутствовала. Основная мелодия занимала в партитуре среднее место; этот голос называли путём, крайние голоса ≈ верхом и низом (исполнители соответственно назывались путниками, вершниками и нижниками). В 4-голосных произведениях имелась ещё мелодия, называемая демеством (её исполнители именовались демественниками). В партитуре обычно сочетались принципы «ленточного» многоголосия (высотный и ритмический контур мелодии сохранялся во всех голосах) и подголосочной полифонии. Согласно документам, С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи относятся к середине 17 в. Позднее С. п. было вытеснено партесным пением .
Википедия
Строчно́е пение — традиция русского многоголосного церковного пения , развившаяся на основе знаменного распева в XVI веке . Вытеснена в XVIII веке партесным пением.
Как и знаменный распев, строчное пение первоначально записывалось крюками ( невмами знаменной, демественной или путевой системы), но не в одну строку, а на несколько голосов. Самым распространённым было трёхголосное строчное пение, однако существовали также его 2х- и 4х-голосные варианты. Как правило, строки писались поочередно то тушью , то киноварью .
С музыкальной точки зрения строчное пение представляло собой органическое продолжение знаменной традиции: все три голоса , а в некоторых случаях — основывались на соответствующих знаменных прототипах. В то же время, строчное пение было тесно связано с русской народной музыкой , что проявилось в особенностях интервальной и гармонической структуры этого традиции. Голоса в строчном пении регулярно перекрещиваются, образуя напряжённые квартово - квинтовые созвучия; консонанты строчного пения также, как правило, основаны на квартовых, а не на квинтово- терцовых созвучиях, характерных для западноевропейской музыки того же времени. В результате, по звучанию строчное пение больше напоминает традиции грузинского церковного пения и мордовской народной музыки, чем современного ему партесного пения.