Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

СССР. Труд

Труд Характер и особенности труда. Победа Октябрьской революции 1917 и утверждение социалистических производственных отношений вызвали коренное изменение в характере труда. Уничтожение классов и социальных групп, присваивающих результаты чужого труда и обогащающихся за счёт других, сыграло решающую роль в возникновении нового отношения советских людей к труду. Члены социалистического общества как коллективные собственники средств производства и подлинные хозяева страны проявляют заинтересованность в результатах не только своего труда, но и хозяйственной деятельности предприятия, на котором они заняты, и всего народного хозяйства. Труд их приобретает непосредственно общественный характер. На эту важнейшую черту социалистического труда обратил внимание В. И. Ленин. В 1919 он писал: «Труд объединен в России коммунистически постольку, поскольку, во-первых, отменена частная собственность на средства производства, и поскольку, во-вторых, пролетарская государственная власть организует в общенациональном масштабе крупное производство на государственной земле и в государственных предприятиях...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 273). Одна из особенностей труда в условиях социализма ≈ его всеобщность, которая проявляется в принципиально новой форме найма рабочей силы и объединении трудящихся в кооперативных предприятиях. Сущность найма состоит в планомерном включении рабочих и служащих в процесс общественного труда на государственных предприятиях и т. о. в соединении в процессе труда рабочей силы со средствами производства. Утверждение общественной социалистической собственности исключает возможность превращения рабочей силы в товар. Труд в СССР ≈ почётная обязанность и неотъемлемое право каждого трудоспособного члена общества. Социалистическое государство предоставляет каждому гражданину право на труд, т. е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей. Плановый характер организации социалистического труда ≈ его важная особенность и преимущество перед трудом при капитализме. К концу 1930 в результате коренных социально-экономических преобразований была полностью и окончательно ликвидирована безработица. Возникла и утвердилась важнейшая особенность образа жизни советских людей ≈ уверенность в завтрашнем дне. Социалистическая система хозяйства даёт возможность наиболее рационально использовать общественный труд, вовлекать в производство новые трудовые ресурсы. Быстрое развитие всех отраслей народного хозяйства сопровождается увеличением числа занятых рабочих и служащих (см. табл. 1). Табл.

  1. ≈ Среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве, млн. чел.

    1913

    1928

    1940

    1950

    1960

    1970

    1975

    12,9

    11,4

    33,9

    40,4

    62,0

    90,2

    102,2

    Коллективизация сельского хозяйства, оснащение колхозов и совхозов высокопроизводительной техникой позволяют постепенно устранить тяжёлый ручной труд и способствуют высвобождению из сельского хозяйства работников, которые находят себе применение в других отраслях народного хозяйства (см. табл. 2). Большие изменения произошли в структуре занятых в непроизводственной сфере: особенно возросла доля занятых в здравоохранении, просвещении и науке ≈ в 1975 в 16 раз по сравнению с 1913 (более чем в 2,5 раза против 1940). Быстро развиваются коммунально-бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, спорт, туризм. Непрерывно увеличивается доля занятых в непроизводственных отраслях и соответственно уменьшается в отраслях материального производства (см. табл. 3).

    Табл.

  2. ≈ Распределение населения, занятого в народном хозяйстве, по отраслям (без учащихся), %

    Всего занято в народном хозяйстве

    1913

    1940

    1965

    1970

    1975

    100

    100

    100

    100

    100

    В промышленности и строительстве

    9

    23

    36

    38

    38

    В сельском и лесном хозяйстве (включая личное подсобное сельское хозяйство)

    75

    54

    31

    25

    23

    На транспорте и в связи

    2

    5

    8

    8

    9

    В торговле, общественном питании, материальном снабжении и сбыте, заготовках

    9

    5

    6

    7

    8

    В здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении, просвещении, в культуре и искусстве, науке и научном обслуживании

    1

    6

    14

    16

    16

    В аппарате органов государственного управления, органов управления кооперативных и общественных организаций, в кредитовании и государственном страховании

    3

    2

    2

    2

    В прочих отраслях народного хозяйства (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения и др.)

    4

    3

    4

    4

    Табл.

  3. ≈ Распределение населения, занятого в народном хозяйстве, %

    Всего занято в народном хозяйстве

    1940

    1950

    1960

    1970

    1975

    100

    100

    100

    100

    100

    В отраслях материального производства

    88,3

    86,2

    83,0

    76,9

    75,4

    В непроизводственных отраслях

    11,7

    13,8

    17,0

    23,1

    24,6

    Более половины всего прироста занятых в народном хозяйстве составляет прирост численности работников непроизводственной сферы. В 1971≈75 при увеличении общего числа занятых в народном хозяйстве на 8,8% численность работников материального производства возросла на 6,6%, а работников непроизводственной сферы ≈ на 15,9%.

    Значительные изменения происходят в структуре занятых внутри отраслей народного хозяйства. Быстрыми темпами увеличивается число занятых (и доля их) в промышленности, прежде всего в машиностроении и металлообработке, определяющих технический прогресс во всём народном хозяйстве (за 1941≈75 численность занятых возросла в 3,9 раза и составила в 1975 40,6% от общего числа работающих в промышленности). Количество занятых в химической, нефтехимической и электроэнергетической промышленности возросло за эти годы более чем в 4 раза, в промышленности стройматериалов ≈ в 5,8 раза. Медленнее росла численность занятых в топливной, лесной и деревообрабатывающей промышленности. При увеличении абсолютной численности работающих в лёгкой и пищевой промышленности снизилась доля этих отраслей в общей численности занятых.

    Под влиянием научно-технического прогресса резко изменяется структура рабочей силы: возрос и продолжает расти квалификационный уровень рабочих. Например, с 1925 по 1972 доля квалифицированных и высококвалифицированных работников во всей численности рабочего класса возросла с 18,5 до 72,2%. Этот процесс изменения квалификацанного состава рабочих интенсивно продолжался в 60≈70-х гг.

    Под воздействием научно-технической революции возросла роль инженерно-технических работников в общественном производстве и увеличилась их доля в общей численности занятых (за 1961≈70 с 8,9 до 11,7%, а их абсолютная численность ≈ в 1,8 раза). Особенно быстро увеличивалось количество инженерно-технических работников в отраслях, играющих ведущую роль в научно-технической революции: в электроэнергетике ≈ в 2,5 раза, в химической и нефтехимической промышленности ≈ почти в 2,4, в машиностроении и металлообработке ≈ в 2,1 раза.

    Бурное развитие социалистической экономики выдвигает проблемы обеспечения отраслей материального производства и сферы услуг кадрами работников, подготовки, распределения и рационального использования квалифицированной рабочей силы. Основными источниками пополнения народного хозяйства рабочей силой на протяжении многих лет были прирост населения в трудоспособном возрасте, высвобождение занятых из сельского хозяйства и из личного подсобного и домашнего хозяйства. В 70-х гг. положение изменилось: сократился приток рабочей силы из сельского хозяйства, в значительной мере был исчерпан такой источник, как занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве. Введение обязательного среднего образования и общий рост культуры населения на этапе развитого социализма вызвали резкое увеличение численности учащейся молодёжи в общеобразовательных школах, техникумах и вузах. В связи с тем, что в 1961≈75 имело место определённое снижение прироста населения, особенно возросло значение рационального использования занятой рабочей силы.

    Новые и быстро развивающиеся отрасли производства и районы страны удовлетворяют потребности в рабочей силе главным образом за счёт высвобождения части занятых рабочих и служащих благодаря внедрению новой техники, росту производительности труда.

    За годы социалистического строительства создана научно обоснованная система материального стимулирования труда (см. Материальное и моральное стимулирование ). В 1972≈75 был осуществлен перевод рабочих и служащих производственных отраслей народного хозяйства (более 55 млн. чел.) на новые условия оплаты труда. Установлен минимум заработной платы 70 руб. в месяц, повышены тарифные ставки и должностные оклады среднеоплачиваемых категорий работников. За 1950≈75 минимум заработной платы увеличился в 3,2≈3,5 раза, а средняя заработная плата ≈ в 2,3 раза (см. Заработная плата ). Всё возрастающее значение в жизни каждого члена общества имеют общественные фонды потребления .

    Наряду с материальным стимулированием большую роль в организации труда играют различные формы и методы морального поощрения лучших работников, проявляющих коммунистическое отношение к труду: награждение орденами, медалями и грамотами, присвоение почётных званий, а также занесение в Книгу почёта или на Доску почёта и др. В ходе коммунистического строительства формы материального и морального стимулирования непрерывно совершенствуются.

    Производительность труда. Господство социалистических производств. отношений обеспечило возможности для быстрого повышения производительности труда ≈ решающего показателя развития народного хозяйства и важнейшего условия подъёма благосостояния народа. В. И. Ленин подчёркивал, что «коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих» (там же, с. 22).

    СССР добился больших успехов в повышении производительности труда: с 1913 по 1975 в промышленности она возросла в 24,7 раза; в сельском хозяйстве в 1975 она увеличилась по сравнению с 1913 в 5,6 раза. По темпам прироста производительности труда СССР опередил некоторые капиталистические страны, в том числе США (см. табл. 4).

    Табл.

  4. ≈ Темпы прироста производительности труда в промышленности СССР и США (в расчёте на 1 работающего), %. 1950 = 100%

    СССР

    1951≈1955

    1956≈1960

    1961≈1965

    1966≈1970

    1971≈1975

    8,2

    6,6

    4,6

    5,8

    6,0

    США

    3,6

    2,7

    4,9

    2,3

    3,2

    Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: уровня технической вооружённости труда, организации производства и труда, улучшения условий труда, квалификации кадров, развития социалистического соревнования .

    Уровень технической вооружённости труда определяется научно-техническим прогрессом. Один из важнейших показателей его роста ≈ повышение электровооружённости труда. Несмотря на значительный рост электровооружённости труда, по уровню её СССР ещё отстаёт от некоторых высокоразвитых капиталистических стран. В сельском хозяйстве СССР потребление электроэнергии увеличилось за 1950≈75 в 48 раз. За 1971≈75 электровооруженность труда в колхозах и совхозах возросла в 2 раза (против 1,3 раза в промышленности). Это позволило поднять уровень производительности труда в животноводстве, овощеводстве, производстве фруктов и др. На основе электрификации технологических процессов в различных отраслях производства происходит их ускорение, внедряется автоматическое оборудование, новые, высококачественные материалы, улучшаются условия труда и растет его эффективность. В повышении производительности труда велика роль электронной техники, необходимой для автоматизации производства, контроля за качеством готовой продукции. Радиоэлектроника обеспечивает телеуправление энергетическими системами, технологическими процессами.

    На основе увеличения парка высокопроизводительных машин, обслуживающих различные отрасли народного хозяйства, повышения уровня механизации работ, комплексной механизации и автоматизации производства непрерывно растет фондовооружённость труда. Несмотря на это, доля ручного труда в народном хозяйстве пока ещё остаётся большой. Химизация производства, будучи средством интенсификации производств. процессов, расширяет сырьевую базу промышленности и существенно экономит затраты общественного труда.

    Организация производства, включающая рациональное размещение производительных сил, широкую специализацию и кооперирование предприятий и отраслей народного хозяйства, организацию ритмичной работы предприятий, улучшение их материально-технического снабжения, сокращение простоев оборудования и др., позволяет значительно повысить эффективность общественного труда. Например, на многих специализированных предприятиях затраты общественного труда примерно в 2≈3 раза ниже, чем на тех предприятиях, где данное производство не является основным.

    Вопросам организации труда Ленин придавал огромное значение. «...Для Советской власти, ≈ писал он, ≈ именно организация труда в отдельных крупнейших предприятиях и в отдельных деревенских общинах является самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни» (там же, т. 36, с. 147). Социализм создаёт все условия для научной организации труда (НОТ). Применяя арсенал различных средств и методов расстановки и организации работников, нормирования труда, улучшения условий и охраны труда и т. д., НОТ позволяет каждому работнику наиболее экономно использовать своё рабочее время и достигать максимальной производительности труда.

    Дисциплина труда, которая определяется всей организацией труда и заработной платы, политико-воспитательной работой партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, также влияет на рост производительности труда.

    На современном этапе развития всё большее значение в повышении производительности труда приобретает улучшение условий труда, вытеснение монотонных и однообразных движений, рост творчества и активности работников, что способствует превращению труда в жизненную потребность человека. В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» указано, что ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Советское государство ежегодно направляет на обеспечение техники безопасности и улучшение условий труда большие средства (см. Охрана труда ). Так, за годы 9-й пятилетки на охрану труда, спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты израсходовано на 40% больше, чем за 8-ю пятилетку. Увеличивается производство машин, механизмов, аппаратуры, которые обеспечивают безопасность труда. За 1971≈75 в среднем за год внедрялось в промышленности более 140 тыс. мероприятий, направленных на улучшение условий труда. На них расходовалась примерно 1/3 всех затрат на реализацию планов НОТ. Затраты предприятий на внедрение НОТ в промышленности окупаются примерно за 0,6≈0,7 года против 4≈5 лет окупаемости расходов на строительство новых предприятий и против 3 лет окупаемости затрат на внедрение новой техники. В 1971≈75 реализованные мероприятия НОТ обеспечили примерно 20≈25% прироста производительности труда в промышленности и строительстве. Улучшение условий и организации труда способствует сохранению здоровья, повышает работоспособность работников социалистического общества, создаёт возможности для их всестороннего развития.

    Квалификация кадров. Повышение производительности труда связано с качеством подготовки кадров квалифицированных рабочих и служащих. В СССР создана система подготовки молодых рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а также повышения квалификации работающих членов общества. Благодаря всё более широкому внедрению профессиональной ориентации, многие юноши и девушки уже в средней школе определяют будущую профессию и часть из них после окончания 8-летней школы поступает в техникумы, сельские и городские профессионально-технические училища (ПТУ) или школы ФЗУ, где получает среднее образование и специальность; на базе 10-летнего образования ≈ в технические училища. За 1941≈75 в системе профессионально-технического образования было подготовлено 33 млн. чел. Но наиболее распространённая форма обучения рабочих ≈ непосредственная подготовка их на предприятиях (в процессе индивидуального, бригадного и курсового обучения), в учреждениях и организациях, где действует система повышения квалификации рабочих и служащих (см. табл. 5, 6). В 1975 было обучено новым профессиям и прошло обучение по повышению квалификации 2,6 млн. колхозников.

    Огромное внимание уделяется подготовке высококвалифицированных специалистов в системе высшего и среднего специального образования (см. раздел Народное образование ). За 1918≈75 вузы и техникумы подготовили 33 млн. специалистов, из них 13,6 млн. чел. с высшим и 20,4 млн. со средним специальным образованием. В 1976 высшее и среднее (полное и неполное) образование имело 77% населения, занятого в народном хозяйстве.

    Социалистическое соревнование стало одним из важнейших факторов повышения производительности труда. В нём проявляется творческая инициатива трудящихся в борьбе за выполнение народно-хозяйственных планов, улучшение качества продукции, повышение темпов научно-технического прогресса, снижение материальных и трудовых затрат на единицу продукции. В условиях развитого социализма соревнование стало органичной чертой советского образа жизни. От групп ударного труда и первых коммунистических субботников (в первые годы Советской власти), движения ударных бригад (в годы 1-й пятилетки) и встречных планов (с начала 30-х гг.), стахановского движения (сер. 30-х гг.) социалистическое соревнование пришло в конце 50-х гг. к своим высшим формам ≈ движению за коммунистическое отношение к труду. Важную роль в решении вопросов регулирования оплаты труда, повышения квалификации кадров, использования рабочего времени, организации социалистического соревнования играют советские профсоюзы (см. раздел Профессиональные союзы СССР ). На современном этапе социалистическое соревнование выступает могучим стимулом мобилизации трудящихся на борьбу за всемерное повышение производительности труда, эффективности общественного производства, снижение трудовых затрат, рациональное использование и экономию сырьевых и материальных ресурсов, повышение качества продукции и т. д.

    Табл.

  5. ≈ Подготовка и повышение квалификации рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, млн. чел.

    Всего рабочих и служащих, обученных новым профессиям и специальностям

    1940

    1965

    1970

    1975

    1,9

    3,7

    5,0

    5,7

    в том числе рабочих

    1,6

    3,4

    4,8

    5,5

    Всего рабочих и служащих, прошедших обучение по повышению квалификации

    1,7

    9,4

    12,1

    23,7

    в том числе рабочих

    1,5

    7,2

    9,0

    16,5

    Табл.

  6. ≈ Подготовка механизаторских кадров для сельского хозяйства, тыс. чел.

    Всего подготовлено механизаторских кадров

    1950

    1965

    1970

    1975

    513

    772

    794

    1201

    ══════════В том числе:

    трактористов-машинистов и трактористов

    329

    550

    559

    729

    комбайнеров, механиков-комбайнеров и помощников комбайнеров

    70

    84

    63

    107

    водителей автомобилей

    21

    62

    81

    151

    Рабочий день и рабочая неделя. В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» предусматривается, что нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях не может превышать 41 ч в неделю. Сокращённая рабочая неделя устанавливается: для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет ≈ 36 ч в неделю, от 15 до 16 лет ≈ 24 ч в неделю, для занятых на работах с вредными условиями труда ≈ не более 36 ч в неделю. Сокращённая продолжительность рабочего времени устанавливается также для учителей, врачей и некоторых других работников. При 6-дневной или 5-дневной рабочей неделе с 2 выходными недельная норма рабочего времени равна 41 ч. При работе в ночное время (с 10 ч вечера до 6 ч утра) продолжительность работы (смены) по сравнению с дневной сокращается на 1 ч. Средняя установленная продолжительность рабочей недели взрослых рабочих в промышленности составляла 40,7 ч ≈ в 1976, 47,8 ч ≈ в 1955 (58,5 ч ≈ в 1913). Сверхурочные работы допускаются только в исключительных случаях и лишь с разрешения соответственного комитета профсоюза, они не должны превышать для каждого рабочего или служащего 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год.

    Всем рабочим и служащим предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка продолжительностью не менее 15 рабочих дней. Дополнительные отпуска предоставляются рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним отдалённых местностях, работникам с ненормированным рабочим днём, за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в организации и др.

    Е. Л. Маневич.