Большая Советская Энциклопедия
(1735≈1784), царь Имеретинского царства (Зап. Грузия) (1752≈1784). Активно боролся против реакционных феодалов и турецкого засилья. В 1757 нанёс тяжёлое поражение туркам на Хресильском поле. В 1759 запретил работорговлю. В 1768≈74 участвовал в русско-турецкой войне на стороне России, изгнав турок из Имеретии, официально перестал быть данником Турции. Укрепив свою власть над имеретинскими феодалами, С. распространил своё влияние на Гурию и Мегрелию. В 1784 С. просил русское правительство о принятии Имеретии под покровительство России.
Лит.: Маркова О., Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII в., М., 1966.
Википедия
Соломон I — царь Имерети с 1752 по 1766 годы и снова с 1768 до своей смерти в 1784 году . Старший сын и преемник имеретинского царя Александра V .
Соломон I Констанцский (, † 871) — епископ Констанца , занимавший кафедру в период с предположительно 838/839 по 871 годы.
О происхождении и ранних годах жизни Соломона I фактически ничего не известно. Однако на основании косвенных свидетельств можно заключить, что он, скорее всего, был выходцем из неизвестного дворянского рода с северного побережья Боденского озера , к другим известным членам которого принадлежали епископы Соломон II и Соломон III , а также брат последнего — Вальдо Фрайзингский (, † 906) и их племянник Вальдо (, † 949), епископ Кура .
Его духовная карьера началась, не исключено, в Фульдском аббатстве , где он, наряду с Рабаном Мавром , мог быть одним из учителей Отфрида Вайсенбургского . В это же время он мог оказаться близок к королевскому двору восточно-франкского государства .
Первое достоверное письменное свидетельство о епископе Соломоне относится к октябрю 847 года, в связи с его участием в майнцском поместном синоде в монастыре св. Албана , на котором, в частности, разбиралось дело некоей Тиоты/Фиоты , проповедовавшей на территории констанцского епископства скорый конец света, и осуждённой к публичному битью плетьми за «псевдопророчества». Задокументировано его участие и в двух последующих синодах: в октябре 852 года в Майнце, и в феврале 857 года в созванном Людвигом Немецким и Лотарем II большом собрании епископов, проведённом в Вормсе , либо в Кобленце . При этом на последнем речь шла о выделении бременского епископства из кёльнской церковной провинции, с одновременным его возвышением до архиепископства. Ради окончательного урегулирования вопроса Людвиг Немецкий поручил епископу Соломону отправиться с посольством к папе Николаю I ; по неизвестным причинам поездка состоялась лишь 7 лет спустя, в мае 864 года.
Близость Соломона I ко двору Людвига Немецкого подтверждается, кроме того, его присутствием — наряду с архи капелланом придворной капеллы аббатом Санкт-Галлена Гримальдом (, † 872) и епископом Миндена Теодерихом (, † 880) — 4 июня 859 года в Вормсе, при встрече посланников западно-франкского государства и королевства Лотаря II под руководством архиепископа Хинкмара Реймского . В аналогичном качестве советника он, скорее всего, выступил и 1—7 июня 860 года в Кобленце на организованных при посредстве Лотаря переговорах между Карлом Лысым и Людвигом Немецким, завершившихся союзом трёх каролингских правителей. Уже короткое время спустя Соломону, вместе с епископами Альтфридом Хильдесхаймским (, † 874), Адвентиусом (, † 875) из Меца и Хатто (, † 870) из Вердена , пришлось вновь взять на себя роль посредника, отправившись ко двору Карла Лысого в Реймс , чтобы пригласить его на новые переговоры в Савоньер, состоявшиеся 3 ноября 862 года.
В мае 868 года Соломон I в очередной раз находился в центре политических событий, приняв участие в созванном по инициативе папы поместном соборе в Вормсе, выступившем против византийского патриарха Фотия .
Важным событием регионального масштаба стала договорённость с аббатом санкт-галленского монастыря и одновременно архикапелланом и канцлером Людвига II Гримальдом Вайсенбургским о фактической независимости аббатства от власти епископов Констанца, что было письменно подтверждено королём Людвигом 22 июля 854 года в Ульме .
Вместе с тем отношения с Санкт-Галленом продолжали оставаться дружественными, что доказывает история с канонизацией Отмара Санкт-Галленского в 860-х годах. Останки умершего 16 ноября 759 года в изгнании на рейнском острове Верд Отмара были эксгумированы и перезахоронены в выстроенной самим Отмаром монастырской церкви уже зимой 769/770 годов. В связи со строительством новой церкви при аббате Гоцберте было решено провести официальную канонизацию, для чего Гоцберт и Валафрид написали житие Отмара , предложив его на рассмотрение Соломона I. Епископ, однако, принял решение лишь после разбора вопроса на ежегодном епархиальном синоде, и 25 октября 864 года в торжественной церемонии перенесения мощей из капеллы св. Петра в монастырскую базилику Отмар Санкт-Галленский был провозглашён святым. 3 года спустя, 24 сентября 867 года, по завершении строительства надгробной церкви для новоявленного святого, его останки были вновь торжественно перенесены в присутствии Соломона I, взявшего их часть для кафедрального собора Девы Марии , а также для аббатств Райхенау и Кемптен .
Епископ скончался 5 марта, либо 2 апреля 871 года.