Большая Советская Энциклопедия
Скриб (Scribe) Огюстен Эжен (25.12. 1791, Париж, ≈ 2
-
2.1861, там же), французский драматург, член Французской академии (1834). Автор многочисленных (около 150) пьес, составивших основу комедийного репертуара французского театра 19 в. Водевили и комедии и остроумные и насмешливые, с искусно построенной интригой и живым диалогом восхваляли житейский здравый смысл, практицизм и буржуазные добродетели. Они имели успех у буржуазного зрителя, тронутого «... конторским героизмом и поэзией прилавка» и узнававшего «... себя и свои идеалы в скрибовских героях...» (Герцен А. И., Собр. соч., т. 5, 1955, с. 34). Таковы «Денежный брак» (1827), «Мальвина, или Брак по склонности» (1828), «Цепь» (1841) и др. Несмотря на охранительные общественные воззрения С., его лучшие пьесы обладали злободневностью и сатирической остротой («Товарищество, или Лестница славы», 1837, и др.). Пьесы «Стакан воды, или Следствия и причины» (1840), «Адриенна Лекуврер» (1849) и другие имеют условно-исторический сюжет. Большинство пьес написано С. в соавторстве (Ж. Делавинь, Э. Легуве, Э. Мазер и др.). С. ≈ автор либретто опер Дж. Мейербера, Д. Ф. Э. Обера, Ж. Галеви и др., а также нескольких прозаических произведений. На русский язык переведено около 130 пьес С. и около 20 оперных либретто. В пьесах С., известных в России с 20-х гг. 19 в., выступали видные русские и советские актёры.
Соч.: CEuvres completes, t. [1≈76], P., 1874≈85; в рус. пер. ≈ Пьесы, М., 1960.
Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Луначарский А. В., Скриб и скрибизм. Собр. соч., т. 6, М., 1965; Arvin N. С., Е. Scribe and the French theatre, 1815≈1860, Camb., [1968]; С ardwell W. D., The dramaturgy of Е. Scribe, New Haven (Conn.), 1971 (Diss.).
Г. С. Авессаломова.