Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сен-викторская школа

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА средневековой философии (12 в.) существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор (Saint-Victor) в Париже. Основатель - Гильом из Шампо, сторонник крайнего реализма, противник Абеляра. Виднейшие представители - Гуго и Ришар Сен-Викторские - стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского.

Большая Советская Энциклопедия

Сен-Викторская школа

богословская школа при Сен-Викторском аббатстве (abbaye de Saint-Victor) каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113, международный центр ортодоксально-католической философии в 12 в. Основатель С.-В. ш. ≈ Гильом из Шампо (около 1068≈1121), представитель крайнего реализма , противник Абеляра . Общая атмосфера С.-В. ш. определена традициями средневековой мистики , восходящими к Августину и отчасти к Ареопагитикам , но получившими новый импульс от Бернара Клервоского . Некоторые деятели С.-В. ш. выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (особенной агрессивностью отличается трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители С.-В. ш. ≈ Гуго Сен-Викторский (около 1096≈1141) и Ришар Сен-Викторский (умер 1173) ≈ стремились к соединению мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логических основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере). Универсализм построений Гуго предвосхищает зрелую схоластику 13 в. Интересы Ришара значительно более узки и сосредоточены главным образом на чисто мистических темах; его учение о «восхождении» человеческого духа по ступеням деятельности воображения и ума к чистому созерцанию представляет собой необходимое звено между более ранней традицией христианского платонизма и доктринами Бонавентуры .

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Dumeige G., Richard de St.-Victor et l"idée chretienne de l"amour. P., 1952; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1957.

С. С. Аверинцев.