Википедия
«Севморпу́ть» — ледокольно -транспортное судно ( лихтеровоз ) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40 . Проектно-техническая документация лихтеровоза была разработана в 1978 году в Ленинградском ЦКБ «Балтсудопроект» по специальному заданию правительства СССР.
Построено в Керчи , на судостроительном заводе «Залив» .
Заложен 2 ноября 1984 года , спущен на воду 20 февраля 1986 года . Введен в строй в 1988 году .
Является единственным судном проекта 10081. Позже планировалась постройка второго однотипного корабля, но с распадом Советского Союза работа над ним на ССЗ «Залив» была прекращена.
Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы. Способно самостоятельно следовать во льдах, толщиной до 1 м.
Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР . В отличие от ледоколов класса Арктика, судно готово работать и в тёплых водах. Затем судно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск ..
В начале 2007 года Ростехнадзор проверил ядерную установку лихтеровоза. Опубликовано заключение, что «ядерная и радиационная безопасность обеспечивается и соответствует установленным требованиям».
В августе 2007 года оператор судна Мурманское морское пароходство заявило о намерении переоборудовать лихтеровоз в плавучее буровое судно . Предполагалось, что переоборудование займёт 18 месяцев. План переоборудования объяснялся оператором отсутствием высокотарифных грузов для лихтеровоза. Однако в феврале 2008 года последовало заявление об отмене проекта по переоборудованию «Севморпути» и о предстоящей передаче владельцем всех судов с атомной силовой установкой другому оператору.
В августе 2008 года Мурманское морское пароходство завершило передачу всего атомного ледокольного флота, включая «Севморпуть», в ФГУП Атомфлот .
В октябре 2009 года генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша заявил, что «лихтеровоз Атомфлота „Севморпуть“ стоит без работы, и если такая ситуация сохранится и в 2010 году , то придется сдать его «на иголки». А мог бы прослужить ещё лет 15».
Официальная страница морского регистра содержит запись «Исключено из регистровой книги судов с 02.08.2012».
В соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24 октября 2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова. По состоянию на июнь 2013 года работы по выводу лихтеровоза из эксплуатации были практически завершены; в частности ядерная установка была окончательно остановлена.
В конце декабря 2013 года генеральный директор Росатома С. В. Кириенко подписал приказ о восстановлении атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Планируется выполнить работы по продлению ресурса ядерной установки, закупить и загрузить комплект ядерного топлива. Ввод судна в строй ожидался 1 марта 2016 года , после восстановления «Севморпуть» должен был заняться обеспечением Северного завоза , освоением шельфа и разработкой Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле . По словам Вячеслава Рукши, «Судно будет востребовано, сегодня судов такого класса у нас нет, и мы рассчитываем примерно на десять лет его работы».
В ходе дооснащения предполагалось заменить часть оборудования и инженерных комплексов. Планировалось смонтировать два дополнительных крана, заменить установку обработки сточных вод, смонтировать новые элементы трубопроводной арматуры и насосного оборудования. Должны были быть заменены два резервных дизель-генератора на новые мощностью 1000 кВт, поставщиком их определено было ЗАО «МТ-Групп». На судне была установлена новая радиолокационная станция. Суммарная стоимость нового оборудования — порядка 57 млн.руб.
30 ноября 2015 года после завершения заводских ходовых испытаний лихтеровоз вернулся в Мурманск .
6 мая 2016 года обновленный лихтеровоз вышел из Мурманска в свой первый рейс — на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания. По состоянию на 2016 год он является единственным действующим грузовым судном с атомной силовой установкой.