Большая Советская Энциклопедия
объединяет сеть дорог на С. и С.-В. Европейской части СССР. Эксплуатационная длина (1974) 5599 км, или 4,2% протяжённости всей общесоюзной сети ж. д. Управление дороги в г. Ярославле. В современных границах образована в 1959. Сформировалась в результате объединения 3 бывших дорог: Ярославской, Северной, Печорской.
Первый участок С. ж. д. ≈ Александров ≈ Вологда ≈ был построен в 1870 ≈ 1872; в 1898 ≈ узкоколейная линия от Вологды до Архангельска (в 1916 в связи с возросшим потоком импортных грузов была переведена на нормальную колею). Магистраль Череповец ≈ Вологда ≈ Буй ≈ Галич ≈ Свеча построена в 1905; в 1899 Котлас (на р. Северная Двина) был связан с сетью железных дорог через Киров (Вятку) ≈ Пермь.
В составе С. ж. д. 8 отделений: Ярославское, Ивановское, Буйское, Вологодское, Няндомское, Сольвычегодское, Сосногорское и Воркутинское. Граничит с Октябрьской ж. д. по станциям Маленга, Кошта и Сонково; с Московской ж. д. ≈ по станциям Александров и Бельково; с Горьковской ж. д. ≈ по станциям Новки, Свеча и Сусоловка. Главные магистрали: меридианная ≈ Александров (к северу от Москвы) ≈ Ярославль ≈ Данилов ≈ Вологда ≈ Архангельск (1025 км); широтная ≈ Кошта ≈ Череповец ≈ Вологда ≈ Буй ≈ Галич ≈ Свеча (632 км) ≈ является частью общесоюзной магистрали, связывающей Ленинград и Москву со Средним Уралом (Пермь, Свердловск); северо-восточная магистраль (1561 км) ≈ от станции Коноша на Котлас ≈ Ухту и Воркуту (с веткой от станции Чум на Лабытнанги, на р. Оби, 195 км). Важное значение имеет линия Обозерская ≈ Маленга, в частности для перевозки железной руды с Кольского полуострова на Череповецкий комбинат. Она даёт кратчайший выход с северных участков Октябрьской ж. д. на С. ж. д., которая обслуживает Архангельскую, Вологодскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую области и Коми АССР, частично Владимирскую, Кировскую, Тюменскую и Калининскую области. Дорога взаимодействует с водным транспортом: по Белому морю, Северному морскому пути и р. Северной Двине (ст. Архангельск, Котлас), по р. Волге (ст. Ярославль, Рыбинск, Кинешма), по р. Вычегде (станция Айкино), по р. Печоре (станция Печора), по р. Оби (станция Лабытнанги), по р. Сухоне (станция Вологда), по р. Шексне (станция Череповец).
Грузооборот (1973) около 133 млрд. т км, или 4,5% общесетевого. В отправлении первое место принадлежит лесным грузам (около 1/4), каменному углю (около 1/5), а также нефтяным грузам и минеральным, строительным материалам. Средняя грузонапряженность около 25 млн. т км/км. В связи с тем, что уголь перевозится по С. ж. д. на большие расстояния (от Воркуты до Череповца 1899 км), его удельный вес достигает почти 1/3 всего грузооборота дороги. Пассажирооборот (около 8,9 млрд. пасс. км в 1973) составляет около 3% сетевого. По средней дальности перевозки пассажиров С. ж. д. занимает 1-е место среди всех дорог Европейской части СССР.
За годы Советской власти намного возросла длина С. ж. д. в результате постройки Печорской ж. д., линии Обозерская ≈ Маленга, Сыктывкар ≈ Микунь, соединившей столицу Коми АССР с сетью железных дорог, и ряда веток на Онегу, Северодвинск; линий Кострома ≈ Галич, Ядриха ≈ Красавино, Архангельск ≈ Паленга ≈ Карпогоры (1975), Первушино ≈ Заволжск, Микунь ≈ Кослан, Селог ≈ Вож ≈ Вендинга. Все наиболее важные участки превращены в двухпутные, построены крупные сортировочные станции, оборудованные новейшей техникой (Ярославль Главный, Вологда, Сольвычегодск и др.). Паровозная тяга почти полностью заменена тепловозной и электрической: удельный вес электрической тяги составил (1973) около 21% и тепловозной ≈ около 77%.
С. ж. д. награждена орденом Трудового Красного Знамени (1968).
Е. Д. Хануков.
Википедия
Се́верная желе́зная доро́га (филиал ОАО « Российские железные дороги ») — железная дорога , располагающаяся преимущественно на севере и северо-востоке Европейской части России . Проходит по территории Архангельской , Ивановской , Кировской, Костромской , Вологодской , Ярославской , Владимирской областей и Республике Коми , а также по небольшой части Тюменской области ( Ямало-Ненецкого автономного округа ) (на участке ветки Чум — Лабытнанги , начиная от станции Полярный Урал) и небольшой части Тверской области (участок от Сонково до Пищалкино ). Управление в городе Ярославле . Длина дороги — 5956 км, граничит с Московской (станции Александров-1 и Бельково ), Октябрьской (станции Маленьга , Сонково и Кошта (территория Череповца ) и Горьковской (станции Свеча , Новки I , Сусоловка ) железными дорогами.
Образована 15 мая 1953 года по Постановлению Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 г. в результате объединения Северной (управление в городе Вологде ) и Ярославской железных дорог.
Начальник дороги — Сергей Алексеевич Кобзев с июня 2015 года. Прежний руководитель СЖД Василий Билоха, возглавлявший дорогу с 2002 года, покинул свой пост в начале мая 2015 года в связи с выходом на пенсию, после достижения 61 года.