Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Свабхава-вада

Свабхава-вада — учение о естественном законе в индийской мысли, исключающее трансцендентную духовную основу мироздания и отрицающее значимость его причинностного обоснования. Центральным понятием в свабхава-ваде является свабхава . В брахманистской литературе оно впервые упоминается в Шветашватаре-упанишаде (I.2), однако в Дигханикае (I.53–54) содержится описание более ранних взглядов адживика Маккхали Госалы, который указывал на свабхаву в качестве третьего принципа, определяющего бытие всех живых существ .

Материалистические системы древней Индии использовали свабхава-ваду в качестве противовеса ишвара-ваде ( теизму ). Современные исследователи считают свабхава-ваду ранней версией натурализма . О влиятельности свабхава-вады свидетельствуют дидактические тексты Махабхараты , а также то внимание, которое ей уделяли буддисты.

Свабхава-вады придерживалась ранняя санкхья . Первоначально понятие « свабхава » в санкхье было близко понятию « пракрити » , однако позднее комментаторы Санкхья-карики подвергли свабхава-ваду критике. Свабхава-вада подробно разрабатывалась в текстах классических школ буддизма – тхеравады и сарвастивады .

В махаяне свабхава-вада подверглась преобразованию. Шуньявада отождествила понятия «свабхава» и « шуньята » , тем самым придя к диалектическому отрицанию реалистической трактовки свабхавы. Нагарджуна в Муламадхьямика-карике предложил следующий силлогизм:

  1. помимо вещей, наделённых собственной природой и существующих сами по себе, ничто не может существовать;
  2. согласно концепции пратитья-самутпады , все вещи взаимообусловлены, а потому лишены собственной природы;
  3. из этих двух посылок вытекает заключение о том, что собственная природа вещей состоит в отсутствии у них собственной природы.

Виджнянавада восстановила положительное содержание понятия «свабхава» на качественно ином уровне по сравнению с тхеравадой и сарвастивадой. Она предложила иерархию уровней реальности.

Представители школы ньяя , вступив в полемику с буддистами, реабилитировали понятие «свабхава» и широко применяли этот термин при обосновании умозаключения.