Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

самолёт в словаре кроссвордиста

самолёт

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

самолёт

самолёта, м. (нов.). То же, что аэроплан. Самолёт-истребитель. Военный самолёт. Эскадрилья самолетов. а Ковер-самолет (нар.-поэт.). - в сказках - волшебный ковер, на к-ром герои сказок перелетают по воздуху в любое место.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

самолёт

м. Летательный аппарат тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями.

Большая Советская Энциклопедия

Самолёт

(устаревшее ≈ аэроплан), летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев. Благодаря большой скорости, грузоподъёмности и радиусу действия, надёжности в эксплуатации, высокой манёвренности С. получил наибольшее распространение из всех типов летательных аппаратов и применяется для транспортирования пассажиров и грузов, а также для военных и специальных целей. Историю развития и основные данные С. см. в ст. Авиация .

Классификация самолётов. По назначению различают гражданские и военные С. К гражданским С. относятся: транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые), спортивные, рекордные (для установления рекордов скорости, скороподъёмности , высоты, дальности полёта и т. п.), туристические, административные, учебно-тренировочные, сельскохозяйственные, специального назначения (например, для спасательных работ, телеуправляемые) и экспериментальные. Военные С. предназначены для поражения воздушных, наземных (морских) целей или для выполнения других боевых задач; подразделяются на истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, разведчики, транспортные, С. связи и санитарные. Подробнее см. в ст. Военно-воздушные силы , Истребительная авиация , Истребительно-бомбардировочная авиация , Бомбардировочная авиация , Разведывательная авиация , Военно-транспортная авиация .

В основу классификации С. по конструкции положены внешние признаки: число и расположение крыльев и двигателей, форма и расположение оперения и т. п. На рис. 1 показаны основные типы С. В зависимости от числа крыльев различают монопланы , т. е. С. с одним крылом, и бипланы ≈ С. с двумя крыльями, находящимися одно над другим. Бипланы, у которых одно из крыльев короче другого, называются полуторапланами. Бипланы манёвреннее монопланов, но имеют большее лобовое сопротивление, что снижает скорость полёта С. Поэтому большинство современных С. выполняется по схеме моноплана. В зависимости от положения крыла относительно фюзеляжа С. делятся на низкопланы, среднепланы и высокопланы. По положению оперения различают С. классические схемы (оперение размещается позади крыла), С. типа «утка» (горизонтальное оперение располагается впереди крыла) и С. типа «бесхвостка» (оперение размещается на крыле). Классическая схема С. может быть с однокилевым оперением, разнесённым вертикальным (многокилевым) оперением и V-образным оперением. В зависимости от типа шасси С. подразделяют на сухопутные, гидросамолёты и амфибии (гидросамолёты, оборудованные колёсными шасси). По типу двигателей различают винтомоторные, турбовинтовые и турбореактивные С. В зависимости от скорости полёта различают С. дозвуковые (скорость С. соответствует Маха числу М < 1), сверхзвуковые (5 > М ³ 1) и гиперзвуковые (М ³ 5).

Аэродинамика самолёта. В результате воздействия на крыло воздушного потока возникает аэродинамическая сила R (см. Аэродинамические сила и момент ). Вертикальная составляющая этой силы по отношению к потоку называется подъёмной силой Y, горизонтальная составляющая ≈ силой лобового сопротивления Q (см. Аэродинамическое сопротивление ). Лобовое сопротивление является суммой сил трения воздуха о поверхность крыла Qтр, давления воздушного потока Qдавл (объединяемых общим название профильного сопротивления ≈ Qпроф = Qтр + Qдавл) и индуктивного сопротивления Qинд, возникающего при наличии подъёмной силы на крыле. Qинд обусловливается образованием на концах крыла вихрей воздуха вследствие перетекания его из области повышенного давления под крылом в область пониженного давления над крылом. При скорости полёта, близкой к скорости звука, может возникать волновое сопротивление Qполн. Подъёмная сила С. обычно равна подъёмной силе крыла, лобовое сопротивление ≈ сумме сопротивлений крыла, фюзеляжа, оперения и др. частей С., обтекаемых потоком воздуха, а также сопротивления интерференции (взаимного влияния этих частей) Qинт. Отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению ═называется аэродинамическим качеством. Максимальное значение аэродинамического качества современного С. достигает 10≈20.

Силовая установка самолёта состоит из авиационных двигателей и различных систем и устройств ≈ воздушных винтов , пожарного оборудования, топливной системы, систем всасывания воздуха, запуска, смазки, изменения направления тяги и др. При выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигателями, разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, сложность устройства воздухозаборников, возможность обслуживания и замены двигателей, уровень шума в пассажирском салоне и т. п.

Конструкция самолёта. Основные части ≈ крыло , фюзеляж , шасси и оперение самолёта . На рис. 2 показана компоновочная схема турбореактивного пассажирского С. Ил-62. Крыло создаёт подъёмную силу при движении С. Обычно неподвижно закрепляется на фюзеляже, но иногда может поворачиваться относительно поперечной оси С. (например, у С. вертикального взлёта и посадки) или изменять конфигурацию (стреловидность, размах). На крыле устанавливаются рули крена ( элероны ) и элементы механизации крыла . Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования. Конструктивно связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Шасси предназначается для взлёта и посадки, а также для передвижения С. по аэродрому. На С. могут устанавливаться колёсные шасси, поплавки (на гидросамолётах), лыжи и гусеницы (у С. повышенной проходимости). Шасси бывают убирающимися в полёте и неубирающимися. С. с убирающимися шасси имеет меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее по конструкции. Оперение предназначается для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки С.

Системы управления и оборудование. Системы управления С. разделяются на основные и вспомогательные. К основным принято относить системы управления воздушными рулями . Вспомогательные системы служат для управления двигателями, триммерами рулей, шасси, тормозами, люками, дверями и т. п. Управление С. производится с помощью штурвальной колонки или ручки управления, педалей, переключателей и т. п., расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и повышения безопасности полёта в систему управления могут включаться автопилоты и бортовые вычислители ; управление делается двойным. Уменьшение нагрузок, действующих на рычаги управления при отклонении рулей, обеспечивается гидравлическими, пневматическими или электрическими усилителями (называемыми бустерами), устройствами сервокомпенсации . Управление С. в случае, когда воздушные рули неэффективны (полёт в сильно разреженной атмосфере, на С. вертикального взлёта и посадки), осуществляется газовыми рулями .

Оборудование С. включает приборное, радио-, электрооборудование, противообледенительные устройства , высотное, бытовое и специальное оборудование, а для военных С. также вооружение (пушки, ракеты, авиационные бомбы) и бронирование. Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется на пилотажно-навигационное ( вариометры , авиагоризонты , компасы , автопилоты и т. п.), для контроля за работой двигателей (манометры, расходомеры и т. п.) и вспомогательное (амперметры, вольтметры и др.). Электрооборудование С. обеспечивает работу приборов, средств управления, радио, системы пуска двигателей, освещения. Радиооборудование включает в себя средства радиосвязи и радионавигации , радиолокационное оборудование, системы автоматического взлёта и посадки. Для обеспечения безопасности и защиты человека при полёте на больших высотах служит высотное оборудование С. (системы кондиционирования воздуха, кислородного питания и др.). Удобство размещения пассажиров и экипажа, комфорт обеспечиваются бытовым оборудованием. К специальному оборудованию относятся системы автоконтроля работы оборудования и конструкции С., аэрофотосъёмки , оборудование для перевозки больных и раненых и т. п.

Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) и самолёты короткого взлёта и посадки (СКВП). Увеличение скоростей полёта С. приводит к росту взлётно-посадочных скоростей, в результате чего длина взлётно-посадочных полос достигает нескольких километров. В связи с этим создаются СКВП и СВВП. СКВП имеют при высокой крейсерской скорости (600≈800 км/ч) длину взлётно-посадочной дистанции не более 600≈650 м. Сокращение взлётно-посадочной дистанции в основном достигается применением мощной механизации крыла и управления пограничным слоем , использованием ускорителей на взлёте и устройств для гашения скорости при посадке, отклонением вектора тяги маршевых двигателей. Вертикальный взлёт и посадка СВВП обеспечиваются специальными подъёмными двигателями, отклонением реактивных сопел или поворотом основных двигателей, как правило, турбореактивных (ТРД). Типовые схемы СВВП показаны на рис. 3.

Лит.: Паленый Э. Г., Оборудование самолетов, М., 1968; Курочкин Ф. П., Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, М., 1970; Шульженко М. Н., Конструкция самолетов, 3 изд., М., 1971; Никитин Г. А., Баканов Е. А., Основы авиации, М., 1972; Проектирование самолетов, 2 изд., М., 1972; Шейнин В. М., Козловский В. И., Проблемы проектирования пассажирских самолетов, М., 1972; Schmidt Н. A. F., Lexikon Luftfahrt, В., 1971; Jane"s, all the world"s aircraft, L.,

1909≈.

Г. А. Никитин, Е. А. Баканов.

Википедия

Самолёт

Самолётвоздушное судно , предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу , и неподвижного относительно других частей аппарата крыла , создающего подъёмную силу . Неподвижное крыло отличает самолёт от махолёта и вертолёта , а наличие двигателя — от планёра . От дирижабля и аэростата самолёт отличается тем, что использует аэродинамический , а не аэростатический способ создания подъёмной силы.

Самолёт (пароходство)

«Самолёт» — одно из трёх крупнейших российских дореволюционных пароходств на Волге . Фирма «Самолёт» была основана отставным капитаном российского флота Владимиром Александровичем фон Глазенапом и титулярным советником Максимилианом Густавовичем Бехагель фон-Адлерскроном 30 октября 1853 года . Пароходство обслуживало регулярные линии по Волге от Твери до Астрахани , по Оке — от Нижнего Новгорода до Рязани , по Каме — до Перми и по Шексне . В 1862 году у «Самолёта» было 25 пассажирских пароходов , в середине 1870-х годов — 38, а к моменту национализации в 1918 году — 42.

Надстройки пароходов «Самолёта» красились в розовый цвет, а на бортах рисовалось три полосы: красная-белая-красная.

Самолёт (памятник в Ишимбае)

«Самолёт Ту-104» — достопримечательность и гордость города Ишимбая в 1979—2005 гг. Уничтожен в 2005 году .

Самолёт (значения)

Самолёт. Значения.

  • Самолёт — воздушное судно, аэроплан.
  • Самолёт — одно из трёх крупнейших российских дореволюционных пароходств на Волге.
  • Самолёт — утраченная достопримечательность в г. Ишимбае .
  • Самолёты — мультфильм 2013 года.
Самолёт (фильм, 2015)

«Самолёт» — короткометражный фильм режиссёра Олега Галицкого .

Примеры употребления слова самолёт в литературе.

Впервые помимо фугасных бомб на внешних бомбодержателях наших самолетов висели ротативно-рассеивающие авиабомбы, начиненные маленькими термитными бомбочками.

Истребители стали более четко взаимодействовать с зенитной артиллерией, они действовали на высотах, недосягаемых для артиллерии, использовали светлый фон над целью, созданный светящимися авиабомбами, выслеживали на этом фоне силуэты наших самолетов, подавали сигнал зенитчикам прекратить огонь и шли в атаку.

У них либо будут свои люди на борту каждого авиалайнера, либо экипажи самолетов получат соответствующие инструкции, за чем вести наблюдение и как сообщать результаты, пока авиалайнер все еще находится в воздухе.

А разве исключена возможность в одну неделю оборудовать любую авиаматку так, что она сумеет при помощи своих самолетов превратить все побережье Штатов в район повальной чумы или чего-нибудь в этом роде?

Большая часть информации, касающейся вооруженных сил, доставлялась Мияги, который был удивительно хорошо осведомлен о передвижении дивизий, маневрах флотов, создании новых самолетов и о формировании новых эскадрилий, о программах подготовки и призыве резервистов Он у всех добывал информацию, начиная с рядовых, простых моряков, авиамехаников и кончая полковниками, командирами частей и пилотами.

К тому же на самолетах авианосного снабжения стюардессы оставляли желать много лучшего.

Им передали кроме самолетов 386 моторов, 115 радиостанций, 1386 автомашин, комплекты различного оборудования и запасных частей, авиаремонтные мастерские и т.

В апреле 1942 года на одном из таких самолетов в подвижных авиаремонтных мастерских было установлено бомбардировочное вооружение.

Как только сообщали о низколетящих самолетах, мы въезжали под автодорожный мост и ждали, пока они не скроются из виду.

Если же автожиры захотят произвести бомбометание по самолетам эскадры, им придется снижаться.

Они пролетят над Аденским заливом как можно дальше от берега, чтобы не привлечь к себе внимания и не быть обнаруженными военными самолетами Южного Йемена.

Мне очень жаль, ребята, но на всех самолетах, которыми я управлял прежде, альтиметры были проградуированы в метрах, и на этот раз я мысленно перевел показания прибора из метров в футы и.

Готовя экспедицию на самолетах и, как всегда, испытывая финансовые затруднения, Амундсен имел неосторожность довериться авантюристу Хаммеру.

Авиация врага базировалась на аэродромах Анапа и Крымская, на площадках вблизи Чекона и Благодатной, общее число, самолетов противника составляло всего 200-250 машин различных типов.

В направлении Анапы, на фоне облаков, уже были видны силуэты тяжелых самолетов.

Источник: библиотека Максима Мошкова