самаведа в словаре кроссвордиста
Википедия
Са́маве́да (, , татпуруша : , , «ритуальное песнопение» и , , «знание») — третья в обычном порядке нумерации четырёх Вед , древнего ядра писаний индуизма .
По святости и значению для ритуала «Самаведа», или «Веда песнопений», идёт сразу же после Ригведы . Её самхита , или метрический текст, состоит преимущественно из гимнов, воспеваемых священниками удгатарами во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния сомы , очищенного и смешанного с молоком и другими ингредиентами. «Самаведа», возможно, была составлена около 1300 — 1000 г. до н. э.
Собрание состоит из гимнов, частей гимнов и отдельных стихов, взятых преимущественно из «Ригведы», транспонированных и реаранжированных, расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше соответствовать религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи свар . Такие песни называются саманами , и в этом смысле «Самаведа» — действительно книга гимнов.
В гимнах часто встречаются отличия от текстов «Ригведы» — иногда более важные, иногда менее. Некоторые по сути явно являются объяснениями и, возможно, старше и ближе к изначальному варианту, чем вариант «Ригведы». При пении эти стихи всё же изменяются из-за продления, повторения и вставки слогов, различных модуляций, пауз и других модификаций, предписанных Ганами, или Книгами песен. Два таких руководства, Грамагеягана (Gramageyagana), или «Собранная», и Араньягана (Aranyagana), или «Лесная книга песен», следуют порядку стихов первой части самхиты, а два других, Ухагана и Ухагаяна, — второй. Эта часть более связна, чем первая, и организована преимущественно триплетами, в которых первый стих — часто повторение стиха, появлявшегося в первой части.
«Самаведа» сохранилась полностью в одной шакхе , Каутхуме, во второй шакхе — Джайминия, или Талавакара, она сохранилась частично, в виде Джайминия-самхиты. В Джайминия шакхе также сущестувуют Джайминия-брахмана , Джайминия-упанишад-брахмана (Jaiminiya Upanishad Brahmana) и Кена-упанишада .
Изначально существовала тысяча шакх «Самаведы». Вот имена некоторых:
- Ранаяна (Ranayana)
- Шатьямукхья (Shatyamukhya)
- Вьяса (Vyasa)
- Бхагури (Bhaguri)
- Оулунди (Oulundi)
- Гоулгулви (Goulgulvi)
- Бхануман-оупамаява (Bhanuman-oupamayava)
- Карати (Karati)
- Машака Гаргья (Mashaka Gargya)
- Варсгагавья (Varsgagavya)
- Кутума (Kuthuma)
- Сгакугитра (Sgakugitra)
- Джаймини (Jaimini)
Одним из основных распространителей «Самаведы» был Пандит Ревашанкар Шастри из Пададхари ( Гуджарат ). Его Святейшество Парамачарья Шанкарачарья (Paramacharya Sankaracharya) из Канчи Камакоти Питам в 1960 г. в Мадрасе ( Индия ) удостоил его титула Самаведа Мартанды (Samaveda Martanda).
Поскольку «Самаведа» записана стихами, её можно петь. Доктором Мридул Кирти был сделан поэтический перевод «Самаведы» на хинди , озаглавленный «Samveda Ka Hindi Padyanuvad».