Энциклопедический словарь, 1998 г.
РЕСПОНСОРНОЕ ПЕНИЕ (от лат. responsum - ответ) поочередное пение солиста и хора. Восходит к древнееврейской псалмодии, используется в музыке христианской церкви.
Википедия
Респонсо́рное пе́ние — хоровое респонсорное пение использовалось уже в распевании псалмов у древних евреев. Первое свидетельство о респонсорном пении на Западе традиционно приписывают Исидору Севильскому (VII в.). У католиков респонсорно пелись различные респонсории оффиция , прежде всего, большой респонсорий утрени (responsorium prolixum), а также градуал (иначе именуемый responsorium missae, «респонсорием мессы»), офферторий , аллилуйя мессы . Сольные разделы респонсорных жанров в католическом обиходе написаны, как правило, в мелизматическом стиле ; их исполнение предполагает специальную пения и нет респонсорных жанров / форм. Наследником византийской респонсорной псалмодии можно до известной степени считать прокимен , где хоровой распев стихов псалма чередуется с псалмодией солиста.
Респонсорное пение, таким образом, следует отличать от респонсория как жанра с «респонсорным пением». В этномузыковедении термин «респонсорное пение» стал употребляться в типологическом смысле и ныне относится к соответствующему типу хорового исполнения в различных музыкальных культурах — письменных и устных, например, у нигерийского народа йоруба , в индуистских киртанах , в спиричуэл афроамериканцев, в нганасанских обрядовых песнях и у многих других народов.