Энциклопедический словарь, 1998 г.
в сопротивлении материалов - деформация стержня под действием сил, равнодействующая которых направлена по оси центров тяжести его поперечных сечений. Силы могут быть приложены к концам стержня или распределены по его длине.
Большая Советская Энциклопедия
в сопротивлении материалов, вид деформации стержня под действием сил, равнодействующая которых нормальна поперечному сечению стержня и проходит через его центр тяжести. Р.-с. называется также линейное (одноосное) напряжённое состояние ≈ один из главных видов напряжённого состояния элементарного параллелепипеда. Р.-с. может быть вызвано как силами, приложенными к концам стержня, так и силами, распределёнными по его объёму (собственным весом стержня, силами инерции и др.). Кроме одноосного, существуют двух- и трёхосное Р.-с. Если стержень находится в однородном одноосном напряжённом состоянии, то напряжение вдоль оси s = N/F (N ≈ растягивающая или сжимающая сила, F ≈ площадь поперечного сечения), а зависимость между напряжением и относительной деформацией в упругой области определяется Гука законом . Зависимость между продольными (e
и поперечными (e
-
относительными деформациями стержня в упругой области при Р.-с. имеет вид e2 = me1, где m ≈ Пуассона коэффициент . Зависимость относительной деформаций от напряжений в пластической области описывается сложными (нелинейными) эмпирическими законами. Растяжение вызывает удлинение стержня, а сжатие ≈ укорочение. При сжатии гибкого стержня, кроме того, может возникнуть явление потери им устойчивости (см. Продольный изгиб ).
Лит.: Работнов Ю. Н., Сопротивление материалов, М., 1962; Сопротивление материалов, 2 изд., М., 1969.
А. А. Бать.
Википедия
Растяжение — сжатие — в сопротивлении материалов — вид продольной деформации стержня или бруса , возникающий в том случае, если нагрузка к нему прикладывается по его продольной оси (равнодействующая сил, воздействующих на него, нормальна поперечному сечению стержня и проходит через его центр масс ).