Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

пуруша в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пуруша

ПУРУША (санскр. - человек, муж) одно из основных понятий индийской философии, означающее (начиная с "Махабхараты" и классических индийских философских систем) дух, сознание, духовное начало в его абсолютной противоположности материи - пракрити; наиболее развито в классической санкхье.

Мифологический словарь

пуруша

(др. — инд.) — «человек» — первочеловек, вселенская душа, из соединения которой с пракрита (первичной материей) возник весь вещественный мир. Для П. характерна многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячерук), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его — все существа, три четверти — бессмертные на небе), власть над бессмертием и свойство быть родителем своих родителей. Его приносят в жертву богам, расчленив на части, положившие основу социального и космического порядка. Из его рта появились брахманы (жрецы), из рук — кшатрии (воины), из бедер — вайшьи (земледельцы), из ступней — шудры (слуги и ремесленники). Его дух стал луной, глаз — солнцем, уста — Индрой и Агни, дыхание — ветром, ноги — землей, ухо — сторонами света и т. д. Поздние источники отождествляют П. с Праджапати, с Брахманом, с Атманом, рассматривая его как жизненный принцип, одушевляющий живые существа.

Википедия

Пуруша

Пуруша — согласно индуистской мифологии , существо, из тела которого была создана Вселенная .

В Ригведе жертвоприношению Пуруши посвящён отдельный гимн — Пуруша-сукта . Пуруша — Наслаждающийся — четырнадцатое из 1000 имён Вишну .

В индийской философии термин «пуруша» означает «божественный дух », макрокосм . В философии санкхьи пуруша — множественное неподвижное мужское космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити ( материя ). Пуруши являются вечными, их основные свойства — отсутствие свойств ( ниргуна ). Однако Пуруша, созерцающий пракрити, склонен ошибочно идентифицировать себя с ней и с гунами .

В первоначальном учении присутствовал тезис о множественности пуруш (пуруша-бахутвам), тогда как в позднейших трактатах провозглашался уже принцип единого пуруши, наделяемого качествами, близкими к атрибутам атмана Упанишад .

Согласно Ишваракришне (автору ранней, классической санкхьи ), соединение Пуруши и Пракрити происходит для того, чтобы Пуруша увидел Пракрити, подобно тому, как объединяются хромой со слепым. Вместе с тем соединение Пуруши и Пракрити не означает вмешательство первого в материальные процессы, в которых реализуется заложенная в природе способность к саморазвитию. Пуруша лишь пассивный зритель действий Пракрити, его основное качество — аудасинья .

Авторы трактатов поздней санкхьи отошли от атеистических положений и писали, что Бог является главным принципом миротворения. Подобно магниту , вызывающему движения железа, он изнутри направляет все процессы, совершаемые Пракрити .

В Аюрведе под Пурушей подразумевается комплекс психических особенностей индивидуума, которые привязаны «веревками» гун к Пракрити. Цель врача-аюрведа, таким образом: освобождение Пуруши от влияния гун и отделение его от гун и Пракрити.