Энциклопедический словарь, 1998 г.
в марксизме система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которых воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития.
Большая Советская Энциклопедия
система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека. П. с. образуют ведущую сторону способа производства , основу развития общества. Каждой ступени развития П. с. соответствуют определённые производственные отношения , выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития П. с. приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития П. с. эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха революции социальной, происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная П. с. общества ≈ это сами люди, участники общественного производства ≈ рабочие, трудящиеся массы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 403; В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 38, с. 359). Производственный опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции общественного производства. Действительным богатством общества К. Маркс называл развитую П. с. всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе П. с. определяет принципиальное отличие П. с. одной эпохи от другой.
Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, человек «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются вещественные элементы П. с. ≈ средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда ≈ это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). Они образуют в современном производстве не только его главную «костную и мускульную систему», но и развивающуюся часть его управляющей системы. К средствам труда относятся также трубопроводы и различные ёмкости («сосудистая система производства»), производственные здания, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т.д. Средства труда и особенно орудия труда являются мерилом развития рабочей силы и в известной мере показателем тех отношений, при которых совершается труд. Они оказывают огромное обратное воздействие на развитие рабочей силы. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества, создаваемое I подразделением (производство средств производства). Земля в одних отраслях используется как средство труда (с. хозяйство), в других ≈ как предмет труда (добывающая промышленность), но везде служит производственной площадью. Всеобщим предметом труда человека является природа в целом. Покорённые человеком её естественные силы (например, электричество, энергия атома, света, ветра, воды и т.д.) умножают могущество П. с. человека. Рост вооружённости работника средствами производства и развитие его рабочей силы являются главными факторами исторического процесса повышения производительности труда как одного из всеобщих законов развития П. с.
Целесообразно затрачивая свою силу, человек и общество в ходе потребительной деятельности за пределами производства «распредмечивают» окружающий материальный мир, осваивая материальные и духовные ценности. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-техническая база и трудовая деятельность, производство, создающее материальные и духовные условия развития культурно-бытовой базы и потребительной деятельности. Но это не умаляет самостоятельного значения потребительной деятельности, особенно в условиях научно-технической революции , когда совокупные затраты труда в ней превосходят часы работы на производстве. С помощью потребительной деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы духовного и физического развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека. Историческую тенденцию развития этой стороны П. с. В. И. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста общественного потребления (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 101≈02; т. 4, с. 48≈49), стихийно пробивающих себе дорогу и в условиях антагонистических формаций.
В своём восходящем развитии П. с. принимают три усложняющиеся формы: естественные П. с., общественные П. с. и всеобщие П. с.; они проявляются в процессе исторического развития общества в виде трёх последовательных ступеней развития: первичные, или архаические, П. с., вторичные, или антагонистические, П. с., коммунистические П. с. (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 400≈421). Всеобщий закон развития П. с. состоит в том, что материальные возможности последующей формы П. с. зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества (см. К. Маркс, там же, т. 47, с. 461).
Естественные П. с. труда, или естественные условия производительности труда, характеризующие самую низшую ступень П. с., могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т.п.) и к силам окружающей человека природы: естественному богатству средствами жизни и труда (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 521) (см. Первобытнообщинный строй ).
Общественные П. с. труда возникли в результате исторического развития процессов объединения и разделения труда , т. е. в результате роста общественного характера труда. Глубокий антагонизм вторичных П. с. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 23, с. 81; т. 20, с. 185; т. 12, с. 724; т. 3, с. 30≈31) проявился в закреплении умственного труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.
Развитие вторичных П. с. проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистических общественно-экономических формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определённой общественно-экономической формации П. с. в свою очередь могут проходить ряд технологических стадий производства (см. К. Маркс, в книге Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 47, с. 461). Для капиталистических П. с. это простая кооперация, мануфактура , крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизированное производство. Наиболее адекватной капиталу технологической формой П. с. стало крупное машинное производство, распространение которого привело к вытеснению феодальных отношений и утверждению господства капиталистического способа производства. Ускорился процесс интернационального развития общественных П. с. в форме возникшего мирового рынка, а затем экономической капиталистической интеграции (см. Интеграция экономическая).
Всеобщая П. с. как качественно новая форма П. с. есть господство развивающегося общественного индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как «всеобщее общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 46, ч. 2, с. 214, 215). Развитие этой формы П. с. с середины 20 в. совершается в ходе научно-технической революции, протекающей в принципиально различных формах в капиталистических и социалистических системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредственной П. с., наиболее основательной формой богатства, выступающей и как продукт, и как производитель богатства, как идеальное и как практическое богатство (см. там же, с. 33). Первая форма соединения науки с производством (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществленного труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «... в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом...», создавая этим «... материальные условия нового мира...» (там же, с. 213; т. 9, с. 230). Высшей формой этого процесса во 2-й половине 20 в. выступает автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается и том, что «... человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 78). Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством путём инженерно-конвейерной организации массового производства явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабатывающей промышленности в 50≈60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технической революции. Слияние науки с производством, получающее бурное развитие в условиях научно-технической революции, находит выражение в быстром изменении качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и в создании новых предметов труда. Получает импульс развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение общественного знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это подводит развитие индивидов к тому наивысшему уровню, который возможен в условиях антагонистического общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития П. с. в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производственных отношений. Торможение развития П. с. устаревшими производственными отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней П. с. с передовыми. Основная масса населения земного шара ещё занята простым физическим трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили главным орудием труда даже в конце 60-х гг., около 60% самодеятельного населения развивающихся стран было неграмотно, большинство женщин трудилось в условиях фактического домашнего рабства. Гигантская волна освободительного движения потрясает экономические и политические структуры, мешающие развитию П. с. «третьего мира».
Главная движущая сила развития П. с. в антагонистическом обществе ≈ классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» (там же, т. 30, с. 314). Только революция кардинально меняет его место в системе П. с., поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значительной степени измеряется и оценивается общественный прогресс (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 402≈03).
П. с., образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих П. с. ≈ активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая П. с., условие развития всех. Однако эта новая ступень П. с. возникает в виде переплетения общественных и всеобщих П. с., достающихся «в наследство» от капитализма. Социалистическая революция подчиняет развитие производства требованиям науки об обществе и создаёт новую формацию вначале на базе существующих технологических условий производства и производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку производственых отношений, но и новое качественное состояние, внутреннюю структуру П. с., поскольку меняется положение трудящихся, для которых открывается доступ к образованию, культуре, активной производственной и общественной деятельности. В этом залог огромных потенции развития новых П. с., создания гораздо более высокой производительности труда, необходимой для победы нового общественного строя (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 21). Новые, социалистические производственые отношения стали важным фактором ускорения развития П. с. Успех политики социалистической индустриализации, развитие науки и культуры социалистических стран в короткий срок подняли совокупного работника и материально-техническую базу социализма до уровня, необходимого для решения основных задач научно-технической революции. Дальнейший мощный подъём энергетики, в том числе и атомной, комплексное насыщение всех отраслей народного хозяйства машинами, химизация, автоматизация и кибернетизация материально-технической базы получают новые формы и масштабы в результате всеобщего внедрения научной организации труда и обязательной десятилетней общеооразовательной подготовки работающего человека. Быстрый рост культурно-бытовой базы общества, сферы услуг и духовного производства отражают главную линию Коммунистической партии на формирование и удовлетворение возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоев трудящихся, на ускорение всестороннего и гармоничного развития самого человека. Рост свободного времени и обогащение масс знанием всех тех богатств, которые выработало человечество, служат важнейшим условием создания П. с., адекватных коммунистических формации (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 216≈17, 221). Планомерная интернационализацияи интеграция П. с. социалистических стран ускоряет процесс формирования П. с. будущего коммунистического общества.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же Манифест Коммунистической партии, там же т. 4; Маркс К., К критике политической экономикии. Предисловие, т. 13; его же, Капитал, там же т. 23; его же. Экономические рукописи 1857≈1859 годов, там же, т. 46, ч. 1≈2; его же, Экономическая рукопись 1861≈1863 годов, там же т. 47; Энгельс Ф. Анти-Дюринг отд. 3, гл. 2, там же, т.47; Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Замечания в книгу Н. И. Бухарина «Экономика переходного периода», Ленинский сборник, т. 11, М. ≈ Л., 1929; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС) М., 1961, ч. 2, разд. 1, пункт 1; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Чагин Б. А. и Харчев А. Г., О категориях «производительные силы» и «производственные отношения», «Вопросы философии» 1959, ╧ 2 Мелещенко Ю. С., Техника и закономерности ее развития, Л., 1970; Марахов В. Г., Структура и развитие производительных сил социалистического общества, М., 1970; Васильчук Ю. А., Диалектика производительных сил, «Вопросы философии», 1971, ╧ 9; его же, Научно-техническая революция и производительные силы, «Мировая экономика и международные отношения», 1970, ╧ 9; Научно-техническая революция и социализм, М., 1973.
Ю. А. Васильчук.