Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, ≈ 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова . Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863≈7

  1. . Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872≈76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877≈78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 ≈ передвижник . За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западно- европейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве П. занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева , П. передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все ≈ в Третьяковской галерее). Разрабатываемые П. принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные П. на Ближнем Востоке и в Греции (1881≈8

  2. , послужили материалом к картине «Христос и грешница» (1886≈87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном ≈ обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение П. к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине «Больная» (1886, Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, П. чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей П., посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма («Золотая осень», 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. П. много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова ; в 1910≈18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882≈95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики П.: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 П. вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 ≈ Поленово, Тульская область) П. был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками П. в дар государству).

    Лит.: Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М. ≈ Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964.

    В. А. Марков.