Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Поголосник

Поголо́сник (англ. partbook, нем. Stimmbuch) — книга, содержащая одну партию многоголосного музыкального сочинения.

Русское слово «поголосник» используется по отношению к русской и украинской старинной церковной музыке, в то время как английское partbook (part book) и немецкое Stimmbuch применяется к отдельным голосам как вокальных, так и инструментальных ансамблей, изданных в эпоху Возрождения, в эпоху барокко, вплоть до XVIII века. В практике отечественного вокального и инструментального музицирования отдельно выписанная партия начиная с XIX века и поныне именуется словом « голос ».

Форма представления многоголосной музыки не в виде дирижёрской партитуры , а «по голосам» , была основной для многоголосной музыки в рукописях начиная с XV века (например, в Glogauer Liederbuch, ок. 1480 г.). С началом нотопечатания форма её представления не изменилась. Именно в такой форме издавались ноты итальянских мадригалов ( Маренцио , Джезуальдо , Монтеверди и др.), французских шансон , немецких Lied ; первый сборник многоголосных обработок протестантских хоралов (т.наз. «Виттенбергский песенник», 1524) был издан также в форме поголосников. При этом авторские и редакторские предисловия, посвящения, дидактические введения и т.п., как правило, печатались не во всех поголосниках, а только в теноровом . Теноровый поголосник лучше других иллюстрировался, либо иллюминация в других поголосниках и вовсе отсутствовала.

В России поголосники были основной формой записи церковного многоголосия XVI-XVII веков и партесного пения в XVII-XVIII веках .

Традиция нотопечатания многоголосной вокальной музыки по голосам обернулась для последующей истории тяжким последствием: ряд ценных сочинений прошлого восстановить невозможно, поскольку полный комплект их голосов утрачен.