Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Пико делла Мирандола Джованни

Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены, ≈ 17.1

  1. 1494, около Флоренции), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и аверроизма , вместе с тем воспринял культуру филологического гуманизма. Изучил древнееврейский и арабский языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией». В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека» ≈ одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений П. в «Апологии» (1487) и «Тезисы» в целом; П. подвергался аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино ( Академия платоновская ); написал комментарий к «Канцоне о любви» Дж. Бенивьени, трактаты «Гептаплус» (1490), «О Бытии и Едином» (1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы , в нём углубились религиозно-мистические настроения.

    П. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные философские мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центральная идея П.≈ особое положение («достоинство») человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космическую незакреплённость, творческую способность самоопределения, уподобляющую его богу.

    Пантеистические тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским . В сочинении «Против предсказующей астрологии» (1495) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли; трактат этот оказал значительное влияние на последующую натурфилософию .

    Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601; De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942; Disputationes adversus astrologiam divinatricem, a cura di E. Garin, v. 1≈2, Firenze, 1946≈52; рус. пер.≈ в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506-14.

    Лит.: Бparина Л. М., Этические взгляды Д. Пико делла Мирандола, в сборнике: Средние века, в. 28, М., 1965; Monnerjahn E., G. Pico della Mirandola..., Wiesbaden, 1960; Garin E., G. Pico della Mirandola, Parma, 1963; L"Opera e il pensiero di G. Pico della Mirandola nella storia dell"Umanesimo, v. I≈2, Modena, 1965; DiNapoIi G., G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Roma, 1965 (есть лит.); Trinkaus Ch., In our Image and Likeness. Humanity and Divinity in Italian humanist thought, v. I≈2, Chi.≈ L., 1970.

    Л. М. Баткин, Н. В. Кострелев.