Большая Советская Энциклопедия
Пиаже (Piaget) Жан (р. 9.8.1896, Невшатель), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической . Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа. Профессор университетов Невшателя (1926≈29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937≈54). Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921≈25) ключом к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации . В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Основным в проблеме соотношения социальной деятельности и индивидуального психологического развития становится для П. исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими, психологическими и социальными. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде ≈ ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация ) и скоординированное с др. действиями в определенную систему. П. выделил и детально исследовал четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. На основе операциональной концепции П. проанализировал многие др. психические функции ≈ восприятие, эмоции, функцию символического выражения и др. Синтез психологических и логических воззрений П. нашёл выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. внёс значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию , в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологическом анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в современной психологии.
Соч.: La construction du réel chez l"enfant, Neuchâtel ≈ P., 1937; La formation du symbole chez l"enfant, Neuchâtel ≈ P., 1945; Le développement de la notion de temps chez l"enfant, P., 1946; Introduction à l"épistémologie génétique, v. 1≈3, P., 1949≈50; Le mécanismes perceptifs, P., 1961; Etudes sociologiques, Gen., 1965; La psychologie et pédagogie, [P., 1969]; L"épistémologie génétique, P., 1970; в рус. пер.≈ Генезис элементарных логических структур, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Избранные психологические труды, М., 1969 (лит.); Экспериментальная психология, в. 1≈4, М., 1966≈73 (ред. совместно с П. Фрессом).
Лит.: Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. Пиаже ≈ психолог, логик, философ, «Вопросы психологии», 1966, ╧ 4; Флейвелл Д. Х., Генетическая психология Ж. Пиаже, пер. с англ., М., 1967.
В. Н. Садовский.