Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

пентархия в словаре кроссвордиста

Википедия

Пентархия

Пента́рхия (от — пять + — властьпятивластие).

  • Пентархия — название любого правительства, в котором власть разделена между пятью людьми.
  • Пентархия — система главенства в Единой Вселенской Церкви пяти патриархов ( Рима , Константинополя , Александрии , Антиохии , Иерусалима ), при первенстве Рима, сложившаяся после IV Вселенского собора ( 451 ), когда был установлен Иерусалимский патриархат. Пентархия разрушилась в VI веке в связи с внутренними противоречиями и появлением автокефальных национальных Церквей .
  • Пентархия — название международного союза 5 держав ( России , Пруссии , Австрии , Франции , Англии ), заключённого на Ахенском конгрессе 1818 года , фактически распавшегося в 1822 году .
Пентархия (христианство)

Пента́рхия ( — «Пятивластие») — концепция, разработанная богословами Византийской империи , согласно которой решение важнейших вопросов в Церкви находится в ведении глав пяти основных епископских престолов Римской империи : Римского , Константинопольского , Александрийского , Антиохийского и Иерусалимского .

Идея возникла из-за политической и церковной известности из этих пяти кафедр , но концепция их универсальной и исключительной власти прочно привязана к административной структуре Римской империи . Пентархия впервые ощутимо выражена в законах императора Юстиниана I (527—565), в частности, в Новеллах 109 и 131, хотя термина «Пентархия» там нет. Трулльский собор 692 года дал ей официальное признание и расположил кафедры в порядке превосходства. Особенно после Трулльского собора, идея пентархии была, по крайней мере философски воспринята в восточном христианстве, но на Западе в целом нет; там не приняли решения Трулльского собора, и концепцию Пентархии в том числе. В конце концов, Запад примет доктрину папского превосходства в качестве альтернативной концепции, но эта идея не будет полностью оформлена до одиннадцатого века .

Большее значение этих кафедр по отношению к другим было связано с их политической и церковной известностью; все они были расположены в крупных городах и регионах Римской империи и были важными центрами христианской церкви. Рим , Александрия и Антиохия были заметны с момента раннего христианства, в то время как Константинополь вышел на первый план, став императорской резиденцией в IV веке и заняла второе место сразу после Рима. Иерусалим получил церемониальное место из-за важности города в первые дни христианства. Юстиниан I и Трулльский собор исключили из своего пентархического устройства церкви за пределами империи, такие как очень сильную тогда Церковь Востока в сасанидской Персии , Государстве белых гуннов и других странах Востока В самой империи в пентархию вошли только те церкви, которые признали Халкидонский собор .

Внутренняя борьба среди кафедр, и, в частности, соперничество между Римом и Константинополем (который пришёл к господству над другими Восточными кафедрами и который видел себя равным Риму, рассматривая Рим как « первый среди равных ») помешали пентархии стать функционирующей административной реальностью. Предстоятели всех пяти кафедр, включённых в пентархию, никогда все вместе не собирались.

Исламские завоевания Александрии, Иерусалима и Антиохии в VII веке оставили Константинополь практически единственным авторитетом на Востоке, а потом понятие «пентархии» сохранило символическое значение. Напряжённость в отношениях между Востоком и Западом, который завершился расколом христианской церкви, и рост мощных, в значительной степени независимых митрополий и патриархов в Болгарии, Сербии и России подорвали важность старых имперских кафедр.