Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

осмогласие в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

осмогласие

ср. Музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных церковных песнопений.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

осмогласие

система восьми гласов, применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке. Обычно песнопение выдержано в одном из гласов. Аналогичное явление - средневековые лады.

Большая Советская Энциклопедия

Осмогласие

система, применяющаяся при музыкальном оформлении православного богослужения. Сформировалась в Византии после 4 в. в связи с определёнными гимническими текстами. 8 гласов составляли цикл (русский «столп»), который несколько раз повторялся в течение года. Впоследствии возникали национальные разновидности, обладавшие своими музыкальные особенностями. Русское О. имеет важнейшее значение в знаменном, или столповом, распеве (см. Знаменный распев ). Каждый из 8 его гласов характеризуется своим комплексом мелодических попевок. Единой ладовой системы гласы не представляют, в одном и том же гласе применяются попевки с окончанием на различных ступенях звукоряда. Количество полевок в гласе колеблется от 150 до 300. Некоторые попевки являются общими для нескольких гласов. Обычно песнопение изложено в одном гласе; изредка встречаются переходы от одного гласа к другому. Русская церковь и в 20 в. сохраняет систему О., хотя использует и песнопения, к ней не относящиеся.

Лит.: Металлов В., Осмогласие знаменного роспева, М., 1900; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971.

Н. Д. Успенский.

Википедия

Осмогласие

Осмогла́сие (осьмогла́сие, окто́их, , от ὀκτώ «восемь» + ἦχος «голос») — музыкально-теоретическая система, описывающая лады литургической византийской музыки , а также порядок их использования в литургической практике.

Истоки осмогласия восходят к ладам и распевам древнегреческой музыки . В этой системе составляли гимны Андрей Критский , Роман Сладкопевец , Иаков Эдесский и другие мастера. Теоретически система осмогласия была осмыслена и упорядочена в трудах Иоанна Дамаскина (VIII век), после чего закрепилась в литургической практике. Типологически осмогласие подобное церковным ладам григорианского пения, ладовой системе армянской монодии и другим системам средневековой христианской музыки.

По ладовыми особенностями, литургические песни классифицированы на 8 гласов. Песни одного гласа пелись в течение недели, после чего их сменяли песни следующие за порядковым номером гласа. Восьминедельный цикл песен с 1-го по 8-й глас образовывал т.н. столб; песни праздников по гласу могли не совпадать с недельными. Гласы делились на основные . К аутентичным относились: дорийский , фригийский , лидийский и миксолидийский .

Плагальные строились таким образом, что тоникой каждого аутентичного строя была IV степень плагального, сохраняя при этом исходное значение.